В странах с недостаточным количеством природных ресурсов инвестиции в человеческий потенциал являются особенно важными с точки зрения политического, экономического и общего развития этих государств. Республика Беларусь относится именно к таким государствам. В материалах доклада ПРООН о развитии человека за 2003 г. Беларусь помещена на 53 место в общем перечне стран и вошла в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. (Напримен: Россия находится на 63 месте, Польша – 35, Литва – 50 и т.п.). Возрастание ИРЧП в РБ с 0,788 в 2002 г до 0,804 в 2003 г. достигнуто за счёт:
1) роста числа поступивших в учебные заведения (например: в 2004г. в 43 государственных и 12 частных вузах примерно 340 тысяч студентов) и роста индекса уровня образования с 0, 92 до 0, 95; по уровню грамотности взрослого населения (99,6 %) мы опережаем Италию, Испанию, Грецию, а по уровню образования равняемся им и другим странам СНГ;
2) за счёт роста показателя продолжительности жизни с 0,73 до 0,74.
Но вместе с тем индекс ВВП сохранился на уровне 0,72, а покупательная способность населения базируется на уровне 1996 г. Рост денежных доходов населения снизился в 3 раза по сравнению с 2001 г. Но, наряду с ростом ИРЧП в РБ, сохраняются и барьеры на пути развития человеческого потенциала. К ним относятся:
1). Демографические: где, начиная с 1994 г., идёт депопуляция (вырождаемость) населения. Например: в 1994 и 1995 гг. показатель прироста населения был отрицательным и равнялся 0,3 % в год, то в 2002 г. он стал 0,5%. С 2001 г. уровень численности населения опустился ниже 10 миллионной отметки. Снижение рождаемости: например: её коэффициент в 1990 г. равнялся 1,906, в 1995 – 1,386, а в 2001 – 1,273. Начиная с 1994 г., впервые за послевоенное время, число смертей за год стало превышать число рождений. Неизбежно в обществе снижается процентная доля молодёжи и возрастает процентная доля пенсионеров, т.е. малотрудоспособных (особенно в крупных городах, примерно ¼ жителей). И как следствие – повышение нагрузки на трудоспособную часть населения. Например: соотношение работающих и пенсионеров в 1990 2,2 к 1, то в 2002 стало 1,6 к 1. Снижается продолжительность жизни. Например: в 1990 г. средняя продолжительность составляла 71,1 года, то в 2001 – 68,6 года (низкая для Европы. Высокая смертность связана с болезнями системы кровообращения, органов дыхания, инфекций, рака, несчастными случаями, убийствами и самоубийствами людей трудоспособного возраста, особенно мужчин. Например: число умышленных убийств с 1995 по 2002 г. возросло на 50 % и составило в 2002 г. 19 случаев на 100 тыс. мужчин, число самоубийств возросло от 56 до 60 случаев на 100 тыс. мужчин.
2). Низкий уровень культуры поведения, слабая выраженность в массовом сознании установок и ценностей здорового образа жизни. Например: употребление алкоголя возросло с 1995 по 2002 гг. с 6,7 литра на человека в год до 9,7 литра (а смертельный предел – 8 л. в год). Доля курящих взрослых женщин (жизнь курящих женщин на 11 лет сокращается) за этот период увеличилась с 3,6 до 6,3 % от общего количества, а доля курящих мужчин (сокращается жизнь на 3-10 года) стабильно находится на уровне более 50 %. За 2002 г. зарегистрировано 915 новых ВИЧ инфицированных по сравнению с 1995 г., когда было 8 случаев. Увеличилось количество преступлений, связанных с наркоманией с 15 (в 1995 г.) до 53 случаев на 100 тысяч человек в 2002 г. Более 50 % семей распадаются, растёт количество внебрачных детей. Например: в 1995 г. – 13,5 %, в 2002 – 21,4 %. По переписи населения в 1990 г. количество неполных семей равнялось 10,3 %, а по переписи 1999г. – 14,4 %.
Вывод: в Республике Беларусь каждое последующее поколение обладает худшим потенциалом физического и социального здоровья, чем предыдущее. А государственные расходы на здравоохранение и физическую культуру за последние 8 лет на уровне 5 % ВВП.
Образование составляет решающий фактор международных позиций Республики Беларусь и обеспечения её национальной безопасности. Но государственное финансирование образования равняется 6,8 % ВВП, а негосударственное – 0,4 % ВВП в 2002 г., а по международным стандартам общее финансирование равняется 10 % ВВП. Нагрузка в учебных заведениях часто превышает возрастные возможности, мало учитываются биологические, физиологические, психологические и возрастные особенности развития учащихся. Низкий уровень жизни в РБ (доход примерно 30% населения ниже прожиточного минимума) в сочетании с высокой грамотностью и образованностью населения РБ становится «Кузницей» высококвалифицированных кадров для всего остального мира. Нерешённость гендерной проблемы: высокий уровень образования у женщин, а руководящие кадры – мужчины (только 2 женщины – министры), низкая средняя зарплата, она утратила свою стимулирующую функцию (по некоторым показателям самая низкая в мире), 37 % населения находятся за чертой бедности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.