Основные критерии, данные ниже, позволяют определить нижний уровень владения данной деятельностью, дополнительные показатели служат для определения более высокого качественного уровня.
Качественные показатели говорения: степень соответствия высказывания учащихся теме и полнота ее раскрытия; уровень речевого творчества и характер правильности использования языкового материала, т.е. соответствие грамматическим, фонетическим и лексическим нормам языка.
Количественный показатель говорения: объем высказывания, т.е. количество речевых единиц, использованных в речи.
Требования, предъявляемые к диалогической речи: обмен фактической информацией в диалоге, обмен мнениями, использование вопросно-ответных реплик, реплик-предложений (приглашений) и ответных реплик (выражение согласия или отказа, запрос уточненных сведений и сообщение таких сведений), количество грамматически правильно оформленных реплик на каждого собеседника; умение поддерживать беседу, не дать ей прерваться в самом начале диалога; умение понимать речь на слух;
Требования к монологической речи: умение самостоятельно, без предварительной подготовки высказываться в соответствии с ситуацией в пределах усвоенного материала, используя разнообразные синтаксически структуры (с их расширением и различным лексическим наполнением), о событиях и фактах, а также выразить свое отношение к ним; умение обосновать сказанное; объем высказывания – в количестве грамматически правильных предложений; соответствие речи коммуникативной задаче, полнота, связность высказывания; строить свое высказывание в соответствии с логической схемой; должен учитываться темп речи, что непосредственно связано с автоматизацией языковых навыков, темп должен приближаться к речи данного школьника на родном языке;
Качественные показатели аудирования: характер воспринимаемой речи (речь в механической записи или живая речь собеседника, степень понимания – общее представление, полное понимание, точное понимание).
Количественные показатели аудирования: объем воспринимаемой на слух речи (время звучания, темп речи).
Качественные показатели чтения: характер понимания (общее представление, полное понимание основных мыслей, основной информации, точное понимание содержания всего текста, переводность или беспереводность понимания); характер языкового материала текста (содержит только знакомый языковой материал, определенное количество незнакомого лексического материала), степень адаптированности текста.
Количественные показатели чтения: скорость чтения, объем текста.
В последние годы в итоговые тесты включается контроль социо-культурных знаний (страноведческие и лингвострановедческие). В российских программах в качестве объекта контроля выступают компенсаторные умения – умение выйти из положения.
Типовая программа о тражает требования к владению всеми видами речевой деятельности.
Отметка – количественный показатель.
Оценка – процесс оценивания (оценочные высказывания положительные или отрицательные).
Вопрос о том, какие ошибки следует учитывать и какие можно игнорировать является проблемой, не решенной в методической литературе. Нереально полагать, что в средней школе можно добиться совершенного умения пользоваться устной речью на иностранном языке в целях общения. Если ошибок много, смысла предложения нельзя понять, то подобную «речь» нельзя считать удовлетворительной. Следует учитывать фонемо-различительные звуки, принимать во внимание постоянство ошибок. Дефекты в произношении надо отличать от отдельных оговорок, отдельных плохо или неточно произнесенных слов. В грамматике следует учитывать, страдает или нет коммуникативная сторона высказывания.
Контроль и его функции
Функции вытекают из определения задач контроля:
- выявить уровень сформированности навыков и умений;
- определить, как протекает этот процесс;
- определить, насколько эффективны методы и приемы обучения, используемые преподавателем.
1. диагностическая (измерение достижений в учебной деятельности)
2. корректировочная (коррекция приемов, обеспечение адекватности приемов)
3. оценочная (оценивается процесс деятельности учащихся, с одной стороны, и результат деятельности учителя, с другой)
4. стимулирующая и мотивирующая (контроль для учащегося не безразличен)
5. обучающая (контроль способствует успешному овладению материалом за счет многократной повторяемости заданий)
6. управленческая
7. планирующая
Требования к осуществлению контроля:
1. регулярный характер
2. занимать минимум времени и охватывать максимум учащихся
3. объем контролируемого материала должен быть небольшим, но репрезентативным
4. требования дифференцированного подхода (учет трудностей выбора форм контроля)
5. объективность (строгое соблюдение критериев, требовательность учителя)
6. носить обучающий характер
Пассов выделяет 3 показателя контроля:
1. адекватность объекту контроля
2. валидность контроля (контролировать самые важные стороны навыка
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.