НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ЭКОНОМИКА 11
110
СИСТЕМА 1 СИСТЕМА 2 |
100
с;
л-
90
О
о
о
80
ш
70
60
50
20 22 24 26 28 зо 32
фунты
ЛИНИИ РАВНОЙ «ПОЛЕЗНОСТИ» показывают различные сочетания стоимости материала и характеристик изготовления из него компонентов, которые могли бы быть перспективными для производителей пластмассовых бамперов (слева) и потребителей керамических вставок резцов (справа). Кривые получены методом многофакторного анализа полезности, примененным одним из авторов (Кларком). В рассматриваемых случаях, если стоимость и характеристики альтернативной системы таковы, что она оказывается ниже кривой, эта система будет более предпочтительной для потребителей; если же система оказывается выше кривой, она будет неконкурентоспособной. На левом графике, представляющем зависимость стоимости от характеристик (массы) материала, сравнивается
16
НИТРИД КРЕМНИЯ КАРБИД ВОЛЬФРАМА ОКСИД АЛЮМИНИЯ С ПОКРЫТИЕМ И КАРБИД ТИТАНА |
КАРБИД ВОЛЬФРАМА |
14
12
10
о 8
6
4
1,5 2,0
СКОРОСТЬ РЕЗАНИЯ, ТЫС. оЫМИН
«полезность» четырех различных вариантов бамперов. Два бампера, выпускаемые в настоящее время (системы 1 и 2), состоят из полиуретана, нанесенного на стальную опорную балку, но отличаются друг от друга энергопоглощающими механизмами. Третий бампер аналогичной конструкции имеет дополнительный энергопогпощающий механизм (система З), а четвертый сделан из другого полимера (система 4). Для резцовых вставок характеристика дана в зависимости от допустимой скорости резания (об!мин). Хотя нитрид кремния допускает более высокую скорость резания, керамические резцовые вставки не будут конкурентоспособны, пока их стоимость не снизится до 6 долл. за штуку (цветная надпись ).
Инженер-конструктор может, например, воспользоваться первым мегодом для того, чтобы выбрать материал и процесс изготовления бампера из нескольких возможных вариантов, удовлетворяющих требованиям технических стандартов, например федеральных стандартов на безопасность автотранспортных средств, регламентирующих ударную прочность автомобильного бампера. В данном случае выбор ограничен обычной сталью, алюминием и композиционным полимерным материалом. Анализ позволяет инженеру оценить «полезность» того или иного варианта бампера по зависимости между его установленной стоимостью и массой.
Такой анализ оказывается ценным и потому, что позволяет классифицировать альтернативные варианты.
Часто при такокл сравнительном анализе более важным оказывается выбор не материала, а процесса. Например, шаТУНЫ автомобильных двигателсй, соединяющие поршни с коленчат ым валом, изготавливаются преимущественно ковкой. Для того чтобы снизить стоимость формовочного процесса, некоторые части шатуна оставляют намного более массивными, чем это необходимо. Это приводит к тому, что при последующей обработке резанием значительная часть материала идет в отход. Сравнительно новый процесс, который можно назвать «ПОРОШКОВОЙ ковкой», позволяет избежать этого. Порошкообразный металл помешается в матрицу и подвергается действию чрезвычайно высоких температуры и давления. Так как форма матрицы близка к форме конечного изделия, отход материала оказывается минимальным; кроме того, этот проЦеСС сокращает трудовые затраты. С другой стороны, стоимость матриц высока. Таким образом, возникает проблема, решить которую позволяет автоматизированное проектирование и производство.
«КОНКУРЕНЦИЯ» между альтернативными формовочными процессами наиболее высока в
производстве авиационных двигате=
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.