1 500
1 400
о
1 зоо
а-
1 200
о
1 100
1 000
900
800
1960 1970 1980 1990 2000 2010
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ для турбинных лопаток позволят увеличить рабочую температуру реактивных двигателей (измеренную на входе в турбину). Нижняя часть диаграммы показывает рост рабочей температуры, достигнутый улучшением никелевых суперсплавов, обычно используемых для лопаток турбин. В ближайшее десятилетие рабочие температуры двигателей удастся повысить еще больше путем изготовления лопаток турбин из сплавов со структурой, упрочненной направленной кристаллизацией, покрытия лопаток керамическими материалами или специальными сплавами и изготовления их из композиционных материалов с керамической матрицей. При более высокой рабочей температуре кпд двигателя повышается, он развивает большую тягу и может работать на низкосортном топливе.
ектирования. Перспективные матери- |
фирмы США из «большой тройки» в |
алы играют решающую роль, так как |
настоящее время изучают эффектив- |
помогают снизить себестоимость |
ность применения пластмасс для этих |
продукции, организовать гибкое про- |
целей. Фирма Ford уже устанавливает |
изводство и повысить производи- |
пластмассовые бамперы на некото- |
тельность. |
рых моделях серии «Эскорт», а фир- |
Например, комплект штампов для |
ма General Motors• имеет две модели с |
изготовления автомобильного крыла |
пластмассовыми кузовными панеля- |
из листовой стали стоит около 2 млн. |
ми — «Корвет» и «Понтиак Фиэро». |
долл., тогда как комплект оборудова- |
Предпосылки к такому переходу на |
ния для изготовления такого же кры- |
выпуск пластмассовых автомобилей |
ла из пластмассы стоит всего |
весьма существенны. Плотность ста- |
250 тыс. долл. Если предполагаемый |
ли составляет около 7,8 г/см з , тогда |
выпуск крыльев этого типа составля- |
как плотность пластмасс в среднем |
ет 2,5 млн. штук за пять лет, то ком- |
равна 1,2 г/смз . Следовательно, пере- |
плект штампов для стальных крыльев |
ход на более легкий материал обеща- |
оказывается экономически более вы- |
ет снизить удельный расход топлива в |
годным, так как для изготовления та- |
процессе эксплуатации автомобиля. |
кого же количества пластмассовых |
Есть и другое преимущество. Пласт- |
крыльев пришлось бы сменить не- |
массы не подвержены коррозии и луч- |
сколько комплектов технологическо- |
ше противостоят легким ударам, а |
го оборудования. Однако при малых |
следовательно, их применение может |
объемах производства, диктуемых ус- |
увеличить средний срок службы авто- |
ловиями современного рынка, эконо- |
мобиля. |
мика капитальных затрат делает |
«С 1974 г. масса «среднего» автомо- |
пластмассу экономически более ВЫ, |
биля в США снизилась на 15%, или |
годным материалом. |
примерно на 250 кг, преимуществен- |
Бамперы и панели кузовов автомо- |
но за счет уменьшения в его конструк- |
билей легко формуются из полимер- |
ции углеродистой стали и чугуна. Па- |
ных материалов. Все автомобильные |
радоксально, однако, что, хотя для |
ПОТРЕБНОСТЬ В КЕРАМИКЕ, млн. долл. 1985 1995 |
ПОТРЕБНОСТЬ В ПОРОШКАХ В 1995 Г., тонн |
||
РЕЖУЩИЙ ИНСТРУМЕНТ |
55 |
150-200 |
750 |
РОТОРЫ ТУРБОНАГНЕТАТЕЛЕЙ |
40-60 |
500 |
|
МЕХАНИЧЕСКИЕ УПЛОТНЕНИЯ |
80 |
150-200 |
1500 |
ВТУЛКИ КЛАПАНОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ |
100-200 |
2500 |
|
ВСЕГО |
135 |
440-710 |
5 500 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.