Определение оптимальной численности транспортных средств. Применение аналитического аппарата теории массового обслуживания и теории игр, страница 2

Количество самосвалов

Простой в долях смены

Стоимость потерь в руб. от простоя

Общая стоимость потерь от простоя всего

Комплекта в руб.

С

Экскава-тора

Рэ

Одного самосвала

Экскава-тора

С

Одного самосва-ла

N самос-

Валов

С

7

6

5

4

3

0,055

0,106

0,185

0,296

0,436

0,346

0,278

0,210

0,14

0,09

2,728

5,528

9,176

14,682

21,626

9,06

7,28

5,5

3,85

2,36

64,42

43,98

27,50

15,40

4,72

67,15

48,94

36,68

30,08

26,35

Теперь имеется достаточное количество данных для определения основных технико-экономических показателей исследуемого транспортного процесса из этих показателей интерес представляет следующие:

А) коэффициент использования по времени экскаватора

                           (4.4)

Б) коэффициент использования по времени самосвала

                         (4.5)

В) стоимость потерь от простоя экскаватора в течение смены, руб.

,                        (4.6)

где - себестоимость машино - смены экскаватора;

Г) стоимость потерь от простоя N самосвалов, руб.

                        (4.7)

где - себестоимость машино - смены самосвала;

Д) стоимость потерь от простоя всего комплекта в течение смены, руб.

                                  (4.8)

Е) ожидаемая производительность комплекта, м3/смену,

                                (4.9)

где Пэ – эксплутационная сменная производительность экскаватора при работе его в отвал;

Ж) себестоимость разработки и транспортировки 1 м3 грунта, руб/м3.

                                 (4.10)

Определение данных показателей при различном количестве самосвалов в комплекте позволяет подсчитать оптимальное количество самосвалов , руководствуясь критериями оптимальности , выбор которых в данный момент диктуется конкретной производственной обстановкой.

Требуется определить количество самосвалов, обеспечивающее минимальную стоимость потерь от простоев всего комплекса в течение смены.

Для этого по [4] определяем себестоимость машино-смены экскаватора

ЭО-6112Б

( руб.) и самосвала МАЗ-503Б ( руб.).

Результаты вычислений по формулам (4.6)-(4.8) приведены на листе 8.

По данным таблице строим график изменения стоимости потерь от простоев экскаватора и комплекта самосвалов , который приведен на листе 8.

Как видно из таблицы и из графика, количество самосвалов, обеспечивающее минимальную стоимость потерь от простоев всего комплекта ,равно 3. Стоимость потерь от простоев составляет в этом случае 26,35 руб.

Заметим, что при количестве самосвалов (N=6),потери от простоев составляют 67,15 руб., или на 40,80 больше.

Однако при N=7 коэффициент использования экскаватора по времени больше. Поэтому можно предположить ,что решение принятое по критерию минимальной стоимости потерь от простоев не приемлема.

Если необходимо форсировать земляные работы по времени, то критерием оптимальности решения должна служить сменная выработка комплекта, которая, согласно формуле (4.9), достигается при максимальном значении коэффициента использования экскаватора по времени .

На основании таблицы представленной на листе 8 и по формулам (4.6) и (4.8) определим значения коэффициентов использования экскаватора и самосвалов в зависимости от последних. Все результаты сводим в таблицу представленную на листе 8.

Из таблицы видно, что чем больше количество самосвалов в комплекс, тем выше коэффициент использования экскаватора по времени. В то же время, с увеличением количества самосвалов процент их использования по времени уменьшается. Эта зависимость представлена в виде графика на листе 8.

Как видно из таблицы и из графика , оптимальное количество самосвалов , обеспечивающее максимальное использование экскаватора по времени (=97,5), а следовательно и наибольшую производительность комплекта равно10.

Это количество отличается от числа по норме (N=6) и ещё больше, от комплекта (N=5),определяющего минимальную стоимость потерь от простоев. Убытки от простоев в этом случае составят 100,78 руб. за смену , или в 3 раза больше, чем по предыдущему варианту решения .

В нормальных условиях производства оптимальным следует считать комплект машин обеспечивающий минимальную себестоимость разработки и транспортировки 1 м3 грунта.

Для этого все вычисления производятся по формулам (4.6)-(4.8) и приводятся в таблице на листе 10. При этом эксплуатационная сменная производительность экскаватора при работе его в отвал (Пэ) принята по ЕНиР[] равной 800 м3/смену .

На основании таблицы на листе 10 представлен график изменения себестоимости разработки и транспортировки 1 м3 грунта в зависимости от количества самосвалов.

Из таблицы и графика на листе 8 установлено ,что наибольшей производительности экскаватора соответствует и наибольшая себестоимость разработки и перевозки грунта (0,40 руб.),т.к.при этом себестоимость машино-смены комплекта максимальна.

Наименьшая себестоимость работ достигается при комплекте с

3 самосвалами.