Изучение языка программирования С++. Описание основных алгоритмов и синтаксиса языка C++, страница 9

Наименование

Обозначение

Функция

Граница цикла

Flowchart loop.png

Обозначение цикла. Часто в блок-схеме вместо этого символа используют символ условия, указывая в нём решение, а одну из линий выхода замыкают выше в блок-схеме (перед операциями цикла).

Цикл с параметром

Обозначает цикл со счетчиком.

Соединитель

Flowchart connector.png

Используется в том случае, когда происходит прерывание схемы. Соответствующие соединительные символы должны иметь одинаковое (при том уникальное) обозначение.

Комментарий

Flowchart note.png

Используется для более подробного описания шага, процесса или группы процессов.

Правила составления блок-схем:

1) Блок «Начало» не может иметь входа, все остальные блоки имеют только одну точку входа;

2) Блок «Конец» не имеет точки выхода, безусловные блоки имеют одну точку выхода;

3) Блок «Условие» имеет два или три выхода;

4) Линии перед входом в блок могут быть соединены.

2.3 Выполнение арифметических операций в программе

Арифметические операции, используемые при программировании в С++ представлены ниже (в таблице 2).

Таблица 2 - Арифметические операции в С++

Оператор

Операция, которая проводится с данными

+

сложение данных

-

вычитание данных

*

умножение данных

/

деление данных

%

деление данных по модулю

Все эти операции нам знакомы. Следует особо выделить операцию деление по модулю (%). Во-первых, деление по модулю применимо только к целочисленным переменным, во-вторых, делить по модулю на ноль нельзя. Результатом выполнения этой операции является остаток от того, что уже не делится на цело. На пример, 7%10=7, 25%6=1 и т.п.

В С++ применяются также комбинированные операторы, которые помимо выполнения арифметической роли еще выполняют роль присваивания (в таблице 3).

Таблица 3 - Арифметические операции присваивания

Оператор

Операция, которая проводится с данными

+=

сложение данных с присваиванием

-=

вычитание данных с присваиванием

*=

умножение данных с присваиванием

/=

деление данных с присваиванием

%=

деление данных по модулю с присваиванием

Запись x+=y будет означать, что следует к x прибавить y и присвоить это значение x. Рассмотренные выше операторы используются для операций с двумя переменными и носят название бинарных.

Для операций с одной переменной используют унарные операторы. Называются они инкремент ( ++ ) и декремент (--). Роль этих операторов в том, чтобы изменить (увеличить или уменьшить соответственно) значение переменной на единицу, при этом значение будет перезаписано. Оба этих унарных оператора могут иметь две формы: постфиксную ( когда оператор расположен сразу за переменной) и префиксную  (оператор расположен перед переменной). В постфиксной форме сначала выполняется команда, а потом происходит действие с переменной, в префиксной наоборот, сначала изменяется переменная, а потом выполняется команда.

2.4 Использование условного оператора

В C++ условный оператор if  используют  в том случае, когда выполнение действий определяется каким-либо условием. Этот оператор записывают в виде:

if (условие) оператор_1; else оператор_2;

В качестве условия выступает логическое выражение, переменная или константа.

Работа условного оператора начинается с вычисления значения выражения, записанного в виде условия; если его значение является истинным, выполняется оператор_1. Если значение будет ложным, выполняется оператор_2.

Если в задаче требуется, чтобы в зависимости от значения условия выполнялся не один оператор, а несколько, то их заключают в фигурные скобки.

if (условие) { оператор_1;  оператор_2; … }

else { оператор_1; оператор_2; … }