Наименование |
Обозначение |
Функция |
Граница цикла |
Обозначение цикла. Часто в блок-схеме вместо этого символа используют символ условия, указывая в нём решение, а одну из линий выхода замыкают выше в блок-схеме (перед операциями цикла). |
|
Цикл с параметром |
Обозначает цикл со счетчиком. |
|
Соединитель |
Используется в том случае, когда происходит прерывание схемы. Соответствующие соединительные символы должны иметь одинаковое (при том уникальное) обозначение. |
|
Комментарий |
Используется для более подробного описания шага, процесса или группы процессов. |
Правила составления блок-схем:
1) Блок «Начало» не может иметь входа, все остальные блоки имеют только одну точку входа;
2) Блок «Конец» не имеет точки выхода, безусловные блоки имеют одну точку выхода;
3) Блок «Условие» имеет два или три выхода;
4) Линии перед входом в блок могут быть соединены.
2.3 Выполнение арифметических операций в программе
Арифметические операции, используемые при программировании в С++ представлены ниже (в таблице 2).
Таблица 2 - Арифметические операции в С++
Оператор |
Операция, которая проводится с данными |
+ |
сложение данных |
- |
вычитание данных |
* |
умножение данных |
/ |
деление данных |
% |
деление данных по модулю |
Все эти операции нам знакомы. Следует особо выделить операцию деление по модулю (%). Во-первых, деление по модулю применимо только к целочисленным переменным, во-вторых, делить по модулю на ноль нельзя. Результатом выполнения этой операции является остаток от того, что уже не делится на цело. На пример, 7%10=7, 25%6=1 и т.п.
В С++ применяются также комбинированные операторы, которые помимо выполнения арифметической роли еще выполняют роль присваивания (в таблице 3).
Таблица 3 - Арифметические операции присваивания
Оператор |
Операция, которая проводится с данными |
+= |
сложение данных с присваиванием |
-= |
вычитание данных с присваиванием |
*= |
умножение данных с присваиванием |
/= |
деление данных с присваиванием |
%= |
деление данных по модулю с присваиванием |
Запись x+=y будет означать, что следует к x прибавить y и присвоить это значение x. Рассмотренные выше операторы используются для операций с двумя переменными и носят название бинарных.
Для операций с одной переменной используют унарные операторы. Называются они инкремент ( ++ ) и декремент (--). Роль этих операторов в том, чтобы изменить (увеличить или уменьшить соответственно) значение переменной на единицу, при этом значение будет перезаписано. Оба этих унарных оператора могут иметь две формы: постфиксную ( когда оператор расположен сразу за переменной) и префиксную (оператор расположен перед переменной). В постфиксной форме сначала выполняется команда, а потом происходит действие с переменной, в префиксной наоборот, сначала изменяется переменная, а потом выполняется команда.
2.4 Использование условного оператора
В C++ условный оператор if используют в том случае, когда выполнение действий определяется каким-либо условием. Этот оператор записывают в виде:
if (условие) оператор_1; else оператор_2;
В качестве условия выступает логическое выражение, переменная или константа.
Работа условного оператора начинается с вычисления значения выражения, записанного в виде условия; если его значение является истинным, выполняется оператор_1. Если значение будет ложным, выполняется оператор_2.
Если в задаче требуется, чтобы в зависимости от значения условия выполнялся не один оператор, а несколько, то их заключают в фигурные скобки.
if (условие) { оператор_1; оператор_2; … }
else { оператор_1; оператор_2; … }
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.