Процессный подход к проектированию автоматизированной информационной системы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекция 5. Процессный подход к проектированию автоматизированной информационной системы. 

Основные понятия процессного анализа. Методы процессного подхода.

 Основные понятия процессного анализа

В совокупности АИС важное место занимают автоматизированные системы управления предприятиями, которые называют корпоративными ИС, подчеркивая их направленность на решение широкого круга информационно-управленческих задач, причем во многих, часто территориально распределенных подразделениях, на самых разных уровнях управления предприятием, объединением или отраслью.

Рассматриваемые здесь подходы касаются в основном именно корпоративных АИС и заключаются во встраивании информационных технологий (ИТ) в деловые процессы организации (бизнес-процессы) в качестве органической и неотъемлемой части последних.

Это встраивание является основанием для переосмысления и реструктуризации самих бизнес-процессов — реинжиниринг бизнес-процессов (РБП), или в оригинале — Business Process Reengineering (BPR).

Рассмотрим вначале основные представления, связанные с понятием бизнеспроцессов. Процессный подход является одним из способов организации деятельности, который может использоваться предприятием для повышения эффективности функционирования.

Процесс (как это определено в стандарте ISO 9000:2000) — это целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.

Для управления процессом необходимо назначить должностное лицо, ответственное за выполнение процесса и его результат. Чтобы должностное лицо могло управлять процессом, в его распоряжение должны быть выделены ресурсы, необходимые для проведения процесса, делегированы права и полномочия.

Владелец процесса — это должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении ресурсы, необходимые для выполнения процесса (персонал, инфраструктура, программное и аппаратное обеспечение, информация о процессе), управляет ходом процесса и несет ответственность за результат процесса.

Вход процесса — материальные или информационные объект или услуга, получаемые от поставщиков процесса и потребляемые или преобразуемые в ходе процесса для производства выхода. К входам процесса относятся сырье, материалы, полуфабрикаты, документация, информация, услуги и т. д.

Выход процесса — материальные или информационные объект или услуга, являющиеся результатом выполнения процесса и потребляемые клиентами процесса. К выходам могут относиться: готовая продукция, документация, информация, услуги и т. д.

Выход процесса всегда имеет потребителя (клиента процесса). Для потребителя важны ценность и время получения результата (выхода процесса). Потребители по отношению к процессу делятся на внутренних и внешних. Внешние клиенты — это клиенты организации в целом. Внешними клиентами являются потребители продукции или услуг предприятия, акционеры, банки, поставщики, налоговые органы, т. е. все те субъекты, которые составляют внешнюю среду предприятия. К внутренним клиентам (потребителям) относятся другие процессы предприятия, использующие результат (выход) данного процесса.

Вход процесса также имеет своего поставщика. Поставщики по отношению к процессу являются внутренними и внешними.

Ресурсом процесса (механизмом исполнения процесса) является материальный или информационный объект, используемый для выполнения процесса, но не являющийся входом процесса.

К ресурсам относятся персонал, оборудование, информация, программное обеспечение, инфраструктура, транспорт, связь и т. д.

Ресурс процесса отличается от входа тем, что он не потребляется в ходе процесса, а используется для получения выхода. Ресурсы процесса находятся под управлением владельца процесса, а входы поступают в процесс извне.

 Определив основные понятия процесса, можно изобразить принципиальную схему процесса (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Схема бизнес-процесса

Процесс, представленный на рисунке 1, имеет входы и выходы. Для выполнения процесса используются ресурсы. Управление процессом осуществляет владелец процесса. Владелец процесса должен получать информацию о ходе процесса и информацию от потребителя процесса. Проанализировав полученные отчетные данные о процессе и данные удовлетворенности потребителя, владелец процесса принимает управленческие решения о дальнейшем ходе процесса. По отношению к владельцу также существует вышестоящий орган, который

Похожие материалы

Информация о работе