Лекция 4.
На этой лекции студенты знакомятся со следующим этапом разработки информационной системы «Постановка задачи».
Постановку задачи начинают с выявления организационноэкономической сущности решаемых задач. Первая задача, которую мы решаем «Анализ оплаты налогов по заданному предприятию». Результатом ее решения будет таблица.
Реквизит |
Наименование налога |
Плановая сумма |
Фактическая сумма |
Недоплаты |
Документ |
Список налогов |
План поступлений |
Платёжное поручение |
Вычислить |
Одной из основных проблем во взаимоотношениях налоговой инспекции с предприятиями - налогоплательщиками является несвоевременная оплата или неоплата налогов, что усложняет финансовое положение бюджета.
Для решения этой проблемы необходимо своевременно (оперативно) получать информацию о недоплатах, что позволяет принимать соответствующие меры (санкции).
Второй задачей, которую мы обсуждали на прошлой лекции, была задача «Выявление недоплат налогов на заданную дату по всем предприятиям». Результатом ее решения будет таблица.
Реквизит |
Наименование предприятия |
Наименование налога |
Недоплаты |
Документ |
Список предприятий |
Список налогов |
Задача 1 |
Это не менее важная задача. Она позволяет дать оценку поступления платежей.
Поставленные задачи позволят разрешить две важнейшие проблемы.
Теперь рассмотрим организационно-экономическую сущность предлагаемого комплекса задач.
В задаче 1 для заданного предприятия надо получить недоплаты по каждому виду налогов. Для решения этой задачи экономист должен иметь по каждому предприятию и каждому виду налогов плановую сумму и суммы оплат. Используются следующие первичные документы, выявленные в результате обследования: Список предприятий, Список налогов, План поступлений, Платёжное поручение.
В процессе решения задачи экономист реализует функции управления:
учёта, контроля и анализа.
А экономическая сущность задачи заключается в необходимости оперативного получения информации о недоплатах по каждому виду налога заданного предприятия и принятия управленческих решений для устранения недоплат.
Во второй задаче надо выявить недоплаты налогов на заданную дату по всем предприятиям.
Для решения этой задачи используем таблицу «Список предприятий» и результаты первой задачи.
Экономическая сущность этой задачи состоит в выдаче на заданную дату сведений о предприятиях и налогах, по которым имеются недоплаты.
Это необходимо для анализа недоплат и принятия мер по их устранению.
Теперь давайте решим, что же мы хотим получить на выходе, когда решим поставленные задачи? Как будет выглядеть выходная информация?
Представим выходную информацию, полученную в ходе решения задач, в виде отчетных форм:
Например, «Отчёт для задачи 1» будет выглядеть так
Анализ оплаты налогов по предприятию __________
(Предприятие)
Наименование налога |
Плановая сумма |
Фактич. сумма |
Недоплаты |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
А «Отчёт для задачи 2» вот так:
Недоплаты предприятий на ________
(Дата)
Наименование предприятия |
Наименование налога |
Недоплаты |
… |
… |
… |
Итого по предприятию |
… |
|
… |
… |
… |
Всего по предприятиям |
… |
Теперь разберем какая нам необходима входная информация?
Входную информацию делят на условно-постоянную, сохраняющую свои значения на длительный период времени, и, на постоянно меняющуюся, так называемую, оперативно-учётную.
В нашем примере:
Список предприятий, список налогов - относят к условно - постоянной информации,
План поступления налогов, платежное поручение - относятся к оперативно-учетной информации.
Итак, перечень первичных документов, а также источник и срок поступления представим в виде таблицы:
№ п/п |
Наимен. документа |
Реквизиты |
От кого поступает |
Срок поступления |
1. |
Список предприятий |
Код предприятия ИНН Наименование предприятия Адрес |
Финансовые органы |
До начала планируемого года |
2. |
Список налогов |
Код налога Наименование налога |
Финансовые органы |
До начала планируемого года |
3. |
План поступления налогов |
Код предприятия Код налога Плановая сумма |
Плановый отдел налоговой инспекции |
До начала планируемого года |
4 |
Платежное поручение |
Номер документа Код предприятия Код налога Сумма поступления Дата перечисления |
Банк |
По мере перечисления |
Итак, мы выяснили какие реквизиты из какого документа можно получить от кого поступают эти документы, а также сроки их поступления. Теперь займемся разработкой ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Вспомним, что создание информационной системы начинается с анализа входной информации предметной области и выделения
информационных объектов.
Проведем анализ реквизитного состава первичных документов, итак, мы имеем следующие реквизиты:
− |
код предприятия, |
− |
наименование предприятия, |
− |
код налога, |
− |
наименование налога, |
− |
плановая сумма, |
− номер документа,
− сумма поступления,
− дата перечисления.
Теперь необходимо проанализировать каждый реквизит на наличие
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.