Технико-экономическое обоснование системы. Обеспечение безопасного движения автотранспортных средств через железнодорожные переезды

Страницы работы

Содержание работы

2. Технико-экономическое обоснование системы.

Обеспечение безопасного движения автотранспортных средств через железнодорожные переезды является одной из основных проблем  в организации единого порядка дорожного движения и выполнения плана перевозок пассажиров и грузов на всей территории Российской Федерации.

В настоящее время безопасность на железнодорожных переездах обеспечивается автоматической светофорной сигнализацией с атошлагбаумами или без них.

При автоматической светофорной сигнализации переезд ограждается специальными переездными светофорами. Красные огни светофоров направлены в сторону  автомобильной дороги; в нормальном состоянии они  не горят, указывая на отсутствие на подходах к переезду поездов, и разрешают автотранспорту движение через переезд. Когда к переезду приближается поезд, огни переездных светофоров начинают гореть мигающим светом, что оповещает водителей безрельсового транспорта о подходе поезда и запрещает движение через переезд. Одновременно с горением огней светофоров прерывисто звонят электрические звонки, установленные на мачтах переездных светофоров. После проследования поезда через переезд огни светофоров гаснут, а звонки выключаются - переезд открыт вновь для движения безрельсового транспорта.

В устройствах переездной сигнализации применяется, в основном, такое же оборудование и аппаратура (реле, приборы питания и рельсовых цепей, релейные и батарейные шкафы, сигнальные кабели и т.п.), которые массово используются в устройствах железнодорожной автоматики и телемеханики.

К оборудованию и аппаратуре, применяемым только в переездной сигнализации, относятся переездные светофоры, электрические шлагбаумы и щитки управления переездной сигнализацией.

Данная система безопасности существует несколько десятилетий и включает в свой состав следующие основные элементы: 1) переездные светофоры с комплектом линз зеленого, красного и (или) бледно-лунного цвета; 2) автошлагбаумы (только на охраняемых переездах); 3) будку дежурного по переезду (только на охраняемых переездах) с пультом управления, на котором расположены кнопки открытия и закрытия щлагбаумов и подачи звукового сигнала в сторону автодороги; 4) релейный шкаф, который осуществляет коммутацию сигналов о подходе желеэнодорожного транспорта и выдает сигналы управления на элементы автоматики.

Выход из строя элементов автоматики переездной сигнализации, а также плохая видимость переездных светофоров при сложных погодных условиях или из-за повреждения линзовых комплектов, скользкий (не расчищенный) подъезд к переезду, притупление внимания водителя создают предпосылки к возникновению аварийных ситуаций на переездах, особенно с автобусами и большегрузными автомашинами. 

Преодолеть эти недостатки возможно при использовании принципиально новой системы - системы предупреждения аварийных ситуаций на железнодорожных переездах.

Система предупреждения аварийных ситуаций на железнодорожных переездах (СПАС)  предназначена для сбора информации о состоянии сигнализации неохраняемых железнодорожных переездов и передачи ее  по  информационному каналу водителям  автотранспортных средств, находящихся в зоне переезда, и по служебному каналу - дежурному по станции.

Данная система на сегодняшний день не имеет аналогов ни у нас в стране, ни зарубежом. Россия занимает второе место в мире, после США, по  общей протяженности железнодорожных путей. Однако основной грузооборот  в нашей стране осуществляется именно по железным дорогам. Это объясняется обширностью территории страны, удаленностью многих предприятий от сырьевых районов, неразвитой инфраструктурой автомобильных дорог, неблагоприятными климатическими и погодными условиями и т.д. 

Согласно статистики, по числу аварий на железнодорожных переездах, Россия занимает лидирующее положение в мире и число этих аварий год от года постоянно увеличивается. В других развитых странах подобная проблема не стоит так остро. Этому способствуют два следующих факта: пересечение железнодорожных и автомобильных путей в одном уровне как правило не допускается ( в США используют развязку железнодорожных путей и автомобильных дорог с помощью мостов,  эстакад и других сооружений) и второй немаловажный факт связан с  интенсивностью  движения железнодорожного транспорта (например, если в  Америке через какую-либо провинциальную станцию за сутки проходят от 2 до 10 грузовых и пассажирских поездов, то у нас в стране это число колеблится  в среднем от 10 до 50). Число железнодорожных переездов по России, в том числе неохраняемых очень велико. Для примера, только вокруг районного центра Ряжск (Рязанская область) насчитывается более 20 железнодорожных переездов. Подобная инфраструктура создает предпосылки для аварий и катастроф, которые требуют от государства огромных материальных затрат по ликвидации их последствий (например, средняя стоимость электровоза на сегодняшний день составляет примерно 3,8 млн. руб, стоимость пассажирского автобуса колеблится от 250 до700 тыс. руб.). Но самые главные и невосполнимые потери связаны с гибелью и увечьем людей.

Система предупреждения аварийных ситуаций на железнодорожных переездах   открывает новые возможности для обеспечения безопасного движения автотранспорта через неохраняемые железнодорожные переезды.

Развитие цифровой техники и успехи микроминиатюризации элементов позволяют сделать систему эффективной, надежной в работе, а устройства, входящие в ее состав - малогабаритными.

Кроме того, цифровые устройства  не требуют затрат на настроечные и регулировочные работы, что уменьшает их себестоимость. Использование типовых серийных микросхем, снижение габаритов, веса, затрат материалов приведет к значительному экономическому эффекту.


Похожие материалы

Информация о работе