Сожжение Джордано Бруно. Площадь Цветов в Риме. Преследование передовых художников, ученых, поэтов

Страницы работы

Содержание работы

Сожжение Джордано Бруно.

Перед нами — площадь Цветов в Риме. Вдали видны очертания купола собора св. Петра.

Картина воссоздает день 17 февраля 1600 г., когда в присутствии многочисленного духовенства и сотен простых людей был предан сожжению Джордано Бруно.

Осужденного возвели на груду приготовленных для костра бревен. Палач готовится привязать его цепью к столбу. Услуж-ливые руки подают вязанки сухой, мгновенно вспыхивающей со-ломы. Помощник палача ждет сигнала, чтобы зажечь костер прикосновением смоляного факела. Духовник тщетно пытается под-нести крест к губам казнимого. Священник, раскрыв молитвен-ник, собирается читать отходную.

Среди суеты и шума стоит Джордано Бруно, строгий, сосредоточенный, безмолвный. Поверх его одежды — желтое покрывало с изображением пляшущих чертей. Так одевали еретиков, идущих на казнь.

Бруно устремил негодующий взор на кардинала, который присутствует на площади вместо папы Климента VIII.  Под тяжестью гневного взгляда кардинал теснее прижимается к высокой спинке кресла. В последние минуты жизни Джордано Бруно не сокрушается и не колеблется. Он остается твердым, исполненным сознания своей правоты и силы.

Джордано Бруно жил, учился, учил других и вел борьбу за науку в ту пору, когда католическая церковь, оправившись от ударов реформации, перешла в контрнаступление, известное под названием контрреформации.

Во всех католических странах начались преследования передовых ученых, художников, поэтов; запылали костры инквизиции.

С особой ненавистью ополчилась церковь на теорию гениального польского ученого Николая Коперника, ниспровергавшую средневековые представления о мироздании.

Одним из отважных последователей Коперника был великий итальянский мыслитель и гражданин Джордано Бруно, для которого борьба за утверждение новых, научных взглядов на строение Вселенной сочеталась с борьбой против безраздельной власти церкви над умами верующих.

Восхищаясь природой, терпеливо и с поэтическим воодушевлением изучая ее, Бруно стремился возвеличить человека, в творческие дарования которого он верил, подобно другим великим гуманистам.

Реакционеры не прощали ему ни этой веры в человека, ни популярности, которую «свободный профессор» завоевывал у молодежи, ни его теории строения Вселенной, противоречившей учению церкви.

Богословы повсюду были на страже. Они мешали Бруно обучать студентов, гнали его с места на место. Во Франкфурте Бруно принужден был зарабатывать средства к существованию корректорским трудом. Сюда прибыло к нему приглашение знатного венецианца Мочениго возвратиться в Италию, и Бруно вернулся на родину.

Мочениго рассчитывал превратить Бруно в ученого слугу, но тот не желал терять свободу и отступать от своих взглядов, которые пугали его нового покровителя. Тогда Мочениго подал донос инквизиции...

Папа Климент VIII потребовал, чтобы «великий ересиарх» был доставлен в Рим, где его ждали допрос, пытки и казнь. Семь долгих лет тянулся «римский процесс»... Все попытки палачей-инквизиторов сломить Бруно остались напрасными. Спокойно выслушал он лицемерный приговор о «кротком и милосерд-ном наказании, без пролития крови» (что означало сожжение на костре).

В минуту казни враги Бруно не услышали из его уст ни слова, ни стона... Он до последнего мгновения оставался верен себе и до наших дней служит примером героической стойкости ученого.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История
Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
29 Kb
Скачали:
0