Средневековый город (XIV в.).
Жители городов в результате упорной борьбы против феодалов – владельцев земли, на которой стояли города, добивались самоуправления, личной свободы граждан, права быть хозяевами своих мастерских, домов и лавок. Город был новым и прогрессивным явлением средневековой жизни. “Городской воздух делает свободным”, - утверждала старинная поговорка; и действительно, зависимый крестьянин, проживший в городе год и день, приобретал личную свободу.
Важную роль в развитии городских привилегий, в охране прав и достоинства горожан играли купеческие гильдии и ремесленные цехи, которые возникали почти одновременно со средневековыми городами. Каждый цех имел свой устав, которым определялась его внутренняя жизнь, и свой суд, разбиравший нарушения цехового устава. Цех был и военной организацией, он участвовал в обороне города. Члены цеха совместно отмечали праздники, устраивали весёлые праздничные шествия по городу, как это изображено на картине.
Под барабанный бой, музыку трубачей и волынщиков, с развёрнутыми цеховыми знамёнами мимо ратуши шествует цех башмачников. Пренебрежительно, но с некоторой опаской смотрят на цеховую процессию представители местного патрициата – богатые купцы. Они ведут большие торговые операции, в их руках находится городское самоуправление, в международных торговых сделках им принадлежит первая роль.
Среди крестьян, которые привезли свои товары на городской рынок, затесался сельский ремесленник с грубыми башмаками, которые он тоже выставил на продажу. Этим он нарушил права городского цеха башмачников, члены которого пользовались в городе исключительным правом продажи обуви. От процессии отделились несколько человек и стали избивать чужака.
Крестьяне возлагают большие надежды на поездку в город: там они могут получить деньги за свои сельскохозяйственные продукты и дешёвые домашние поделки. Выручка пойдёт на приобретение необходимых орудий труда: ножа, лемеха к плугу, медного или оловянного котла, колокольчика для вожака сельского стада. Деньги нужны теперь и для уплаты оброка: вина и пряности, заморских скакунов и ковры, искусно сделанное рыцарское снаряжение.
На переднем плане картины мы видим нищих. Частые эпидемии, войны, разорение крестьян из-за высоких поборов, тяжёлые наказания приводили к тому, что улицы городов заполнялись искалеченными, а также нищими людьми.
Картина даёт представление о жизни средневекового города и его внешнем виде. На центральной площади возвышается ратуша – здание городского совета с башенкой, украшенной флюгером – петушком с городскими часами. Городская башня, собор, ратуша являлись символами – знаки вольности городского населения. По углам ратуши поставлены статуи святых – покровителей города – и крытый балкон, с которого все жители оповещаются о решении городского совета.
Бросается в глаза антисанитарное состояние средневекового города: по его улицам бродят свиньи и куры, в канаву вдоль домов выбрасываются нечистоты. На картине мы видим лужу, через которую перекинута доска, разбитое колесо, следы проехавшей телеги.
В городе Франкфурте в XV в. члены городского совета нередко должны были надевать деревянные башмаки, а иногда и ходули, чтобы не утонуть в грязи. Лишь в немногих городах – итальянских, французских, в русском Новгороде – уже в средние века были замощены камнем или деревом мостовые центральных улиц.
Немудрено, что частыми гостями в городах были эпидемии, и среди них бич той эпохи – “чёрная смерть” (чума), уносившая подчас до 1/3 жителей городов.
Городскую площадь украшали фонтаном и конной статуей – св. Георгия или Роланда. От центральной площади во все стороны расходились узкие улочки, некоторые из них вели к городским воротам. Город окружали каменными стенами, которые мешали расти ему вширь.
Большинство домов средневекового города – многоэтажные. Верхние этажи нередко выступали над нижними, чтобы увеличить жилую площадь и не загромождать улицу, и без того чрезвычайно узкую. В верхних этажах купеческих домов устраивались склады, куда товары поднимались при помощи блоков (на картине они видны слева).
На картине мы видим готический собор (позади ратуши) с двумя звонницами. Собор был особой гордостью горожан. Его возводили в течение десятков и даже сотен лет. Если у горожан не было средств, постройка надолго приостанавливалась, иногда собор оставался недостроенным.
Свет проникал внутрь собора через многоцветные стёкла, которые наполняли пространство таинственным полумраком. Окна украшались витражами с изображением различных библейских, военных, бытовых и исторических сцен. Витражи выполнялись из разноцветных стекол различного размера, соединённых металлическими пластинами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.