Педагогические условия становления нравственной культуры будущего врача в процессе изучения иностранного языка

Страницы работы

Содержание работы

Педагогические условия становления нравственной культуры будущего врача в процессе  изучения иностранного языка.

М. .

Амурская Государственная Медицинская Академия, г. Благовещенск

Необходимость становления будущего врача как личности, обладающей определенными качествами и ценностями, усложняется из-за возникновения новых, неизвестных еще несколько десятилетий назад этических аспектов в деятельности врача, порожденных ускоряющимся прогрессом биомедицинского знания и технологий.Взгляды философов и психологов на ценности как нечто важное  для личностного саморазвития отразились в понятии "нравственная культура" личности. В.Л. Васильев и А.Ф. Кони считают нравственную культуру высшей ступенью в процессе становления человеческих ценностей, как качественную характеристику этического развития и моральной зрелости личности, интегральное личностное образование, охватывающее всё многообразие ценностных отношений личности. Её интегрированность они видят в трёх уровнях. Во-первых, это культура нравственного сознания, выражающаяся в знании моральных требований общества, в способности человека сознательно обосновать цели и средства деятельности. Этот уровень зависит от мировоззрения личности, этических знаний и убеждений. Во-вторых, исключительно важным, обеспечивающим внутреннее принятие моральных целей и средств, внутреннюю готовность к их реализации, является культура нравственных чувств. Нравственная культура предполагает не только наличие "добра" и "зла", но и богатство эмоциональной сферы, способность к моральному резонансу, к сочувствию и сопереживанию. И, наконец, уровень, на котором реализуются поставленные и принятые нравственные цели, ориентиры, а правила превращаются в активную жизненную позицию, - это культура поведения. Культура поведения характеризует способность к выбору и к практической деятельности. Мы рассматриваем становление нравственной культуры будущего врача в процессе его личностно-професссионального саморазвития как условие подготовки личности врача к решению профессиональных этических проблем.

Содержащиеся в изучении иностранного языка ресурсы для формирования мышления студентов способствуют развитию и саморазвитию общей культуры будущих врачей и становлению нравственной культуры как пространства укорененных в их сознании ценностных ориентиров профессиональной деятельности. Мы считаем изучение иностранного языка важнейшим способом эффективного саморазвития человека, определяющим его созидательную сущность. Занятия по иностранному языку- особым образом организованное общение, в ходе которого происходит не только усвоение материала, но и самовыражение студента как личности, поскольку комбинации, заложенные в текстах, служат моделью будущего профессионально-личностного общения. Они помогают молодому человеку в дальнейшем, используя приобретенный опыт, находить решения в однотипных ситуациях. Наполненность учебного процесса на занятиях по иностранному1 языку проблемными ситуациями этического характера, диалогическим общением, текстовым содержанием, отражающим различные подходы к решению биоэтических проблем, создает условия для развития осознанного отношения к этическим аспектам медицинской деятельности, становится фактором формирования личностного отношения к проблемным этическим ситуациям, становления ценностных ориентиров будущего врача.

Нравственно-правовая культура личности врача, как сплав этических знаний, убеждений, целей и средств деятельности, выступает предпосылкой и результатом подготовки будущих специалистов к решению этических проблем. Это возможно путем актуализации личностно-профессионального саморазвития, построения обучения на основе общения, диалога как механизма рождения личностного смысла, создания личностно ориентированных, коллизийных ситуаций в процессе обучения, исходя из заложенных в биоэтике феноменологических положений.


Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Медицина
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
33 Kb
Скачали:
0