Область научно-практической деятельности, изучающая поведение людей, групп и структур внутри организации

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

лекции

Содержание

Содержание. 2

Начало. 3

Теории мотивации. 4

Индивидуальное поведение. 7

Наиболее подходящие виды работ. 7

Мотивация. 8

Коммуникации. 8

Основные коммуникационные структуры.. 9

Конфликт. 14

Соотношение стратегий в конфликте (сетка Томаса-Килмена) 18

Начало

Организационное поведение -  область научно-практической деятельности, изучающая поведение людей, групп и структур внутри организации и влияние этого на эффективность работы этой организации. Дуглас Мак Грегор – предложил свою теорию (в 60-х годах) «Неформального управления», которая получила название «XY».

По теории «X» работник ленив и пассивен, старается увильнуть от работы и убежать от ответственности. Управлять им можно с помощью жесткой регламентной системы принуждения к труду. Стимулирование – «кнут и пряник». Пример армия.

Применяется в отраслях, связанных с опасностью для человека (АЭС, химическое производство, энергетика).

По теории «Y» человек талантлив, работоспособен, стремится реализовать свои способности, готов взять на себя ответственность. Управлять им следует так: поставь задачу и обеспечь условия выполнения. Стимулирование основано на интересе.

При рассмотрении системы «XY»:

X

Y

кнут и пряник

психологические методы

В 40 годах были обозначены основные понятия теоретической мотивации: потребность и вознаграждение.

Потребность – физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо.

Первичные физиологические (врожденные) потребности:

  • пища;
  • вода;
  • воздух;
  • сон;
  • и т.д.

Вторичные психологические (воспитываемые) потребности:

  • уважение;
  • власть;
  • общение.

Потребность порождает побуждение – это ощущение недостатка в чем-либо имеющее направленность и цель.

При достижении цели удовлетворение потребности может быть полным, частичным, отрицательным.

В случае положительного удовлетворения человек склонен повторять данное поведение в сходной ситуации в будущем и даже искать новые подобные ситуации.

Поведение, ведущее к отрицательному результату, избегается.

Вознаграждением является все, что человек считает ценным для себя. Вознаграждение может быть:

  • внешним (зарплата, похвала);
  • внутренним (чувство самоуважения).

Современные исследования выделяют такие базовые понятия как:

  • регуляторы мотиваций (рабочая среда, материальные и нематериальные вознаграждения, безопасность);
  • главные мотиваторы (личное развитие, чувство причастности, интерес, вызов).

Теории мотивации

    1. Содержательные теории – каждому работнику присущи свои мотивы, которые определяют его поведение в разных ситуациях (А. Маслоу, Геруберг);
    2. Ситуационные теории – мотивы работника определяются ситуацией, различные люди в одинаковой ситуации поступят одинаковым образом.

Потребности более высокого уровня становятся  важными для человека после удовлетворения потребностей более низкого уровня.

Пятнадцать утверждений я хочу:

  1. Добиться признания и уважения;
  2. Иметь теплые отношения с людьми;
  3. Обеспечить себе будущее;
  4. Зарабатывать на жизнь;
  5. Иметь хороших собеседников;
  6. Упрочить свое положение;
  7. Развивать свои силы и способности;
  8. Обеспечить себе материальный комфорт;
  9. Повышать уровень мастерства и компетентности;
  10. Избегать неприятностей;
  11. Стремиться к новому и неизведанному;
  12. Обеспечить себе положение и влияние;
  13. Покупать хорошие вещи;
  14. Заниматься делом, требующим полной отдачи;
  15. Быть понятым другими.

Психотипы

Конкретная цель

Тип карьеры

Отрицательные стороны мотивации

Приоритетная оценка

I группа

достижение конкретного производственного результата

административная

достижение цели любой ценой

  1. оценка руководства;
  2. само-оценка

II группа

качество процесса и результат

профессиональная

нарушение сроков

  1. само-оценка;
  2. оценка коллег

III группа

конкретная помощь человеку

социальная

назойливость в навязывании услуг

  1. оценка ближнего окружения;
  2. само-оценка

IV группа

процесс общения

общественная

ущерб качеству решения задач

  1. общест-венное признание;
  2. само-оценка

В. Оучи – какой-то профессор, который дополнил теорию и получил «XYZ».

Теория «Z»: К работнику надо относиться, как члену семьи на работе. Помимо работы к человеку тоже относятся как к члену семьи (корпоративные вечеринки, оплата больничных полисов).

Индивидуальное поведение

Определяется в основном психологическими характеристиками человека:

Темперамент определяется сочетанием двух психологических характеристик:

экстравертность (Юнг) – эмоциональная устойчивость;

Экстравертность – это открытость, а интровертность – это замкнутость.

Гиппократ предложил 4-ре темперамента:

  1. кровь – сангвик – сангвиник;
  2. слизь – флегма – флегматик;
  3. желчь – холла – холерик;
  4. черная - желчь – меланхолик.

Наиболее подходящие виды работ

Сангвиник – живая, подвижная, требующая активности и находчивости.

Флегматик – однообразная, монотонная, не требующая частой перестройки с одних работ на другие.

Холерик – работа с ярко выраженной цикличностью.

Меланхолик – безопасная работа, не требующая частой смены характера деятельности.

К. Г. Юнг «Типоведение соционика» (socionics.ru)

Экстраверсия – интроверсия (внешнее - внутреннее).

Сенсорика – интуиция (конкретность - отвлеченность).

Этика – логика (чувства - мысли).

Рациональность – иррациональность (план - ситуация).

Мотивация

Motif – (побуждение) внутренняя побудительная причина повод к какому–либо действию.

Stimulus (стрекало, погонялка) – внешнее принудительное действие, побуждение к чему-нибудь.

Первым методом воздействия на людей с целью получения желаемого результата является и до сих пор используется метод «кнута и пряника». Сегодня он трансформировался в систему простейших административных и экономических стимулов и санкций.

Эта система максимально эффективна при низкой содержательности труда, авторитарных стилях руководства и трудностях или невозможности для работника найти другое место работы.

С появлением теории подсознательного З. Фрейда и работ Э. Мэйо, взяты на вооружение психологические методы воздействия на работников.

Основная причина – выдвижение на первый план у работника нематериальных мотивов деятельности: потребности в самовыражении, признании и т.д.

Коммуникации

Коммуникации это общение (канал общения, барьеры).

Communico – делаю общим связываю.

Коммуникация – это процесс передачи информации от источника к получателю с целью изменить его знания, установки или поведение.

Основные виды коммуникаций:

  1. Познавательная – передача содержания;
  2. Убеждающая – влияние с целью изменить отношение к чему-либо или что-либо сделать (приказ);
  3. Экспрессивная передача чувств оценок взглядов (выступления артистов);
  4. Несловестная – общение с помощью поз, жестов и мимики;
  5. Социально-ритуальная – поддержание обычаев, норм и процедур поведения.

Основные коммуникационные структуры

Участники (А, Б, В, С)

- простейшая структура (Б – передатчик информации)

- Б является руководителем координирующим работу А и В

- Б – руководитель, который не обладает всей информацией о состоянии всех дел

- структура звезда, в которой управление исходит из одного центра (стандартная структура для постоянных рутинных задач, качество работы определяется руководителем)

- круг (единого лидера нет, но хорошо решаются творческие задачи, т.к. информация вращается свободно)

- шпора

Б – руководитель, А –секретутка (качество работы зависит от А)

- двойная шпора

В фундаменте коммуникаций лежит общение. Процесс установления и развития контактов между людьми порождает потребность в совместной деятельности и включает в себя обмен

Похожие материалы

Информация о работе