ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
лекции
Содержание. 2
Начало. 3
Теории мотивации. 4
Индивидуальное поведение. 7
Наиболее подходящие виды работ. 7
Мотивация. 8
Коммуникации. 8
Основные коммуникационные структуры.. 9
Конфликт. 14
Соотношение стратегий в конфликте (сетка Томаса-Килмена) 18
Организационное поведение - область научно-практической деятельности, изучающая поведение людей, групп и структур внутри организации и влияние этого на эффективность работы этой организации. Дуглас Мак Грегор – предложил свою теорию (в 60-х годах) «Неформального управления», которая получила название «XY».
По теории «X» работник ленив и пассивен, старается увильнуть от работы и убежать от ответственности. Управлять им можно с помощью жесткой регламентной системы принуждения к труду. Стимулирование – «кнут и пряник». Пример армия.
Применяется в отраслях, связанных с опасностью для человека (АЭС, химическое производство, энергетика).
По теории «Y» человек талантлив, работоспособен, стремится реализовать свои способности, готов взять на себя ответственность. Управлять им следует так: поставь задачу и обеспечь условия выполнения. Стимулирование основано на интересе.
При рассмотрении системы «XY»:
X |
Y |
↓ |
↓ |
кнут и пряник |
психологические методы |
В 40-х годах были обозначены основные понятия теоретической мотивации: потребность и вознаграждение.
Потребность – физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо.
Первичные физиологические (врожденные) потребности:
Вторичные психологические (воспитываемые) потребности:
Потребность порождает побуждение – это ощущение недостатка в чем-либо имеющее направленность и цель.
При достижении цели удовлетворение потребности может быть полным, частичным, отрицательным.
В случае положительного удовлетворения человек склонен повторять данное поведение в сходной ситуации в будущем и даже искать новые подобные ситуации.
Поведение, ведущее к отрицательному результату, избегается.
Вознаграждением является все, что человек считает ценным для себя. Вознаграждение может быть:
Современные исследования выделяют такие базовые понятия как:
Потребности более высокого уровня становятся важными для человека после удовлетворения потребностей более низкого уровня.
Пятнадцать утверждений я хочу:
Психотипы |
Конкретная цель |
Тип карьеры |
Отрицательные стороны мотивации |
Приоритетная оценка |
I группа |
достижение конкретного производственного результата |
административная |
достижение цели любой ценой |
|
II группа |
качество процесса и результат |
профессиональная |
нарушение сроков |
|
III группа |
конкретная помощь человеку |
социальная |
назойливость в навязывании услуг |
|
IV группа |
процесс общения |
общественная |
ущерб качеству решения задач |
|
В. Оучи – какой-то профессор, который дополнил теорию и получил «XYZ».
Теория «Z»: К работнику надо относиться, как члену семьи на работе. Помимо работы к человеку тоже относятся как к члену семьи (корпоративные вечеринки, оплата больничных полисов).
Определяется в основном психологическими характеристиками человека:
Темперамент определяется сочетанием двух психологических характеристик:
экстравертность (Юнг) – эмоциональная устойчивость;
Экстравертность – это открытость, а интровертность – это замкнутость.
Гиппократ предложил 4-ре темперамента:
Сангвиник – живая, подвижная, требующая активности и находчивости.
Флегматик – однообразная, монотонная, не требующая частой перестройки с одних работ на другие.
Холерик – работа с ярко выраженной цикличностью.
Меланхолик – безопасная работа, не требующая частой смены характера деятельности.
К. Г. Юнг «Типоведение соционика» (socionics.ru)
Экстраверсия – интроверсия (внешнее - внутреннее).
Сенсорика – интуиция (конкретность - отвлеченность).
Этика – логика (чувства - мысли).
Рациональность – иррациональность (план - ситуация).
Motif – (побуждение) внутренняя побудительная причина повод к какому–либо действию.
Stimulus (стрекало, погонялка) – внешнее принудительное действие, побуждение к чему-нибудь.
Первым методом воздействия на людей с целью получения желаемого результата является и до сих пор используется метод «кнута и пряника». Сегодня он трансформировался в систему простейших административных и экономических стимулов и санкций.
Эта система максимально эффективна при низкой содержательности труда, авторитарных стилях руководства и трудностях или невозможности для работника найти другое место работы.
С появлением теории подсознательного З. Фрейда и работ Э. Мэйо, взяты на вооружение психологические методы воздействия на работников.
Основная причина – выдвижение на первый план у работника нематериальных мотивов деятельности: потребности в самовыражении, признании и т.д.
Коммуникации это общение (канал общения, барьеры).
Communico – делаю общим связываю.
Коммуникация – это процесс передачи информации от источника к получателю с целью изменить его знания, установки или поведение.
Основные виды коммуникаций:
Участники (А, Б, В, С)
- простейшая структура (Б – передатчик информации) |
|
- Б является руководителем координирующим работу А и В |
|
- Б – руководитель, который не обладает всей информацией о состоянии всех дел |
|
- структура звезда, в которой управление исходит из одного центра (стандартная структура для постоянных рутинных задач, качество работы определяется руководителем) |
|
- круг (единого лидера нет, но хорошо решаются творческие задачи, т.к. информация вращается свободно) |
|
- шпора Б – руководитель, А –секретутка (качество работы зависит от А) |
|
- двойная шпора |
В фундаменте коммуникаций лежит общение. Процесс установления и развития контактов между людьми порождает потребность в совместной деятельности и включает в себя обмен
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.