свободах граждан или на других ее атрибуты, таких, как участие граждан в управлении делами общества и государства, а на особом характере формы государства. Демократия, говорится в связи с этим в Энциклопедическом словаре, - это не что иное, как "форма государства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод" [4; 159] .
Это не означает, разумеется, что из поля зрения отечественных исследователей выпадают другие стороны и проявления демократии. Рассматривая ее под разными углами зрения и с позиций разных наук - философии, социологии, истории, политологии и др., многие авторы, например, определяют демократию как особый политический режим, как некий "атрибут государства", что характеризуется "принадлежностью народа всей полноты власти, реальной возможностью трудящихся управлять обществом и государством через созданные и контролируемые ими государственные и общественные организации ..." [11; 182].
Существуют и другие подходы и отношение к демократии, отражающих те или иные ее стороны и отдельные аспекты ее проявления. Каждый из них по-своему раскрывает понятие демократии и каждый заслуживает к себе определенного внимания. Слово "демократия" употребляется в разном значении:
- как форма государства;
- как политический режим;
- как принцип организации и деятельности государственных органов и общественных организаций.
Когда о государстве говорят, что оно - демократическое, то имеют в виду наличие всех этих значений. Демократия как форма государства возможна в странах с демократическим режимом, а следовательно, с демократическим принципом организации и деятельности всех субъектов политической системы общества (органы государства, государственные организации, общественные объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и субъектами демократии. Понятно, что субъектами демократии является прежде всего гражданин и народ [8; 116].
У такого сложного, многостороннего и нередко внутренне противоречивого явления и понятия, как демократия, пожалуй, нет и не может быть простого и к тому же "единственно правильного" определения и представления. Начальное же определение демократии как народовластия или, скажем, как формы государства не может в полной мере удовлетворить ни теоретические (интеллектуальные) потребности общества или его отдельных представителей, ни их практические запросы. Потому что представление о демократии как о форме государства является весьма односторонним, а представление о ней как о народовластия - слишком общим, непременно требует определенной детализации и "расшифровки".
К тому же нельзя выпускать из поля зрения тот важный факт, что у авторов, занимающихся проблемами демократии, нет четко согласованного
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.