Правова основа та організаційно-тактичні підстави взаємодії підприємницьких структур та їх служб з державними органами виконавчої влади по забезпеченню безпеки, страница 6

o  согласование тематики и осуществление на регулярной основе совместно со службами безопасности банков разработок рекомендаций по профилактике преступлений в кредитно-финансовой сфере, их публикацию в информационно-справочной системе и в ведомственных изданиях МВД Украины.

Предпринимательские структуры инициативно уведомляют МВД Украины, его территориальные подразделения о всех подозрительных перемещениях денежных средств: суммы и характер платежа, характеристика клиента, другие обстоятельства, прямо или косвенно свидетельствующие о возможном криминальном происхождении перемещаемых денежных средств.

Также ведутся консультации о возможности и целесообразности создания на базе Главного информационного центра МВД Украины республиканского учета структур, паразитирующих в рыночной экономике (лжепредприятия, недобросовестные заемщики, «подпольные» кредитные учреждения, фирмы, созданные для осуществления мошеннических операций).

Интересен в связи с этим опыт российских коллег, где в контексте взаимодействия государственных правоохранительных органов и служб безопасности банков, фирм и на основе распоряжения мэра г. Москвы Ю.М. Лужкова создана общегородская система общественной безопасности и службы спасения. В случае возникновения чрезвычайной ситуации для обеспечения безопасности граждан и организаций планируется: задействование специально создаваемых мобильных подразделений; единое управление всеми силами и средствами оперативного реагирования на криминогенные и иные чрезвычайные происшествия.

В систему общественной безопасности и службы спасения — аналог американской службы спасения 911 - включены государственные, муниципальные органы охраны правопорядка, службы безопасности предпринимательских структур, частные сыскные и охранные структуры, городские аварийные и спасательные службы.

Взаимодействие субъектов обеспечения безопасности личности и предпринимательской деятельности с правоохранительными органами и специальными службами Украины осуществляется в соответствии с законодательством Украины.

К сожалению, приходится отмечать несовершенство отечественной системы  взаимодействия предпринимательских структур и их служб с государственными органами охраны правопорядка.  В Украине эта система находится в зачаточном состоянии, а сама тема взаимодействия данных структур является неразработанной даже в специальной литературе.

Все мероприятия по обеспечению безопасности проводятся службами безопасности предпринимательских структур и государственными органами охраны правопорядка разрозненно, без какого либо взаимодействия. Так, например, налоговой милицией систематически проводится проверка  деятельности фирм на предмет лжепредпринимательства и фирм, созданных для осуществления мошеннических операций. Более того, в Государственной налоговой службе имеется реестр таких фирм и их учредителей, но эта информация является закрытой для общего пользования и у предприятия нет возможности узнать о своем контрагенте.

Предпринимательские структуры также не спешат делиться попадшей к ним информацией о недобросовестных предпринимателях или сомнительных предприятиях, чья деятельность как правило является противозаконной. Это объясняется и нежеланием иметь дело с государственными структурами за бесплатно предоставляя им информацию, которую они сами должны предоставлять предпринимателям, и возможностями использования данной информации в своих целях. Но главной причиной, на мой взгляд, является низкий уровень правосознания общества, годами культивируемый командно-административной системой, что проявляется и в предпринимательских и в государственных структурах.

В нашей стране просто не принято решать проблемы сообща, а из-за развития теневого бизнеса предприниматели боятся обращаться за помощью к правоохранительным органам.

Показателен в связи с этим опыт соседней России, где уже с 1995 года создан единый координационный центр по защите бизнеса. Видимо там понимают всю необходимость и важность сотрудничества предпринимательских и государственных структур в области обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, ведь не секрет, что предпринимательские структуры не в состоянии сами справиться с внешними угрозами и из-за этого нередко становятся жертвами криминальных группировок, что, естественно не способствует престижу государства и привлечению иностранных инвестиций. Все эти явления являются настольно взаимосвязанными, что уважающее   себя государство просто не может их игнорировать.