Опыт практической деятельности откладывался в рациональных народных знаниях; эти знания помогали добыть зверя на охоте, поймать рыбу, найти необходимые растения, лечить людей, ориентироваться в пространстве, воспитывать подрастающее поколение и т. д. Так, дальневосточные народы имели развитую систему знаний о видах и свойств ах флоры. Хорошо знали растительный мир ительмены, они все свои травы поименно знали: известна им их сила. Во всех этнических областях региона умели приготовлять всевозможные лекарства, настои, мази. Аборигены владели техникой дубления кож и способами выделки замши.
В процессе охоты накапливались знания о животном мире. Из поколения в поколение передавались наблюдения о поводках животных, птиц и рыб
Системы мер у дальневосточных народов также были связаны с направлениями их хозяйственной деятельностью - охотой, рыболовством, оленеводством и собирательством.
В качестве меры объема служили лодка, нарта и амбар. Расстояние народы Дальнего Востока измеряли длительностью времени, проведенного в дороге. При характеристике подобных расстояний учитывались географические особенности местности, природные условия.
Повседневная практическая деятельность была немыслима без определенных начал математики. Народы региона были знакомы с созвездиями и их расположением по отношению к горизонту в различные моменты суток и года. Небесные светила служили им ориентирами, позволяющими находить стороны горизонта в незнакомой местности и приблизительно определять время. Рыболовы-нивхи «наблюдают в известные периоды за небесными светилами, потому, что у них ходовая рыба приходит с астрономической точностью в определенные месяцы, в определенный день.
В процессе охоты накапливались знания о животном мире. Из поколения в поколение передавались наблюдения о повадках животных, птиц и рыб, лучшие способы охоты, техника изготовления орудий лова. В Приамурье охотники должны были знать места, где обычно водится зверь, предвидеть изменения погоды, уметь читать следы и т. д. Наблюдательность и навыки давали возможность охотникам успешно вести промысел.
Охотники на сухопутных млекопитающих – дикого северного оленя, изюбра, лося, кабана, медведя, пушных зверей – знали их повадки, умели свежевать и мастерски разделывать туши лишь с помощью ножа.
Вместе с реальными знаниями у народов Дальнего Востока бытовали до недавнего времени и весьма архаичные религиозные воззрения. Весь мир, по их представлениям, был наполнен духами.
Духов, населяющих окружающий мир, было бесконечное множество: далеких и недоступных небесных – эндури, различных земных духов – сэвэнов и постоянно находящихся рядом с людьми, досаждающих их на каждом шагу злых бусэу – чертей. Для каждого духа из дерева, кости, металла, травы или тряпок изготовлялось соответствующее его «деяниям» изображение человека, зверя, рыбы, насекомого или примыкающего. Считалось, что каждый сэвэн мог излечить только одну какую-либо болезнь.
Жизнь этих людей сковывали многочисленных поверий. Нанайцы верили, например, что в коньке крыши – малу живет дух «малу», а в большом столбе на женской половине обитает дух «гуси тора», что означает «брат матери». Все остальные опорные столбы внутри жилища также были «заселены»: считалось, что в них живут «отцовская родня». Столбы, обиталища домашних духов, украшались резными рисунками животных, птиц, сценок охоты. К духам предков относились с уважением, их «кормили», а в трудную минуту обращались к ним с просьбой о помощи.
Вместилища для духов «сооружались» с целью заставить их с помощью шамана водвориться в определенном месте и не блуждать вокруг, вызывая у людей страх. Одним из наиболее почитаемых сэвэнов у нанайцев считался Джулин – дух – покровитель семьи и дома. Вырезанное из дерева изображение безрукого, длиннолицего человечка с большим носом и на коротких согнутых ножках находилось в каждом жилище и стояло на видном месте. Кланяясь доброму сэвэну Длулиану, нанаец просил его помощи в благополучном завершении начатых дел, исцелении заболевших членов семьи. Уходя на долгое время в тайгу, промысловый охотник молил Джулиана позаботиться о его семье.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.