Фазу Алиева — народная поэтесса Дагестана. Разнообразна тематика произведений

Страницы работы

Содержание работы

Фазу Алиева — народная поэтесса Дагестана прозаик, активный общественный деятель. Ей неоднократно присуждали премии журналов «Советская женщина», «Огонек», «Крестьянка», «Работница». Ф. Алиева — лауреат республиканской премии им. С. Стальского, за большой вклад в многонациональную советскую литературу она награждена орденом Дружбы народов.

Родилась поэтесса в 1932 году в маленьком горном ауле Гини-чутль Хунзахского района. Росла без отца. На руках ее матери осталось четверо детей, самой старшей — Фазу — было пять лет, младшей — 10 дней.

Как признавалась Ф. Алиева, начала она писать стихи еще в школе, но в семье не одобряли ее страсти к поэзии, но не писать девочка не могла. В 1960 году к окончанию Литературного института им. М. Горького в Москве выходит первый поэтический сборник Ф. Алиевой на русском языке «Голубая дорога».

«Родись Фазу Алиева в старые времена,— замечает О. Добровольский, написавший послесловие к книге «Корзина спелой вишни», ее поэтический дар мог не пробить себе дорогу, не проявиться в полную меру, мог постепенно заглохнуть, зачахнуть в душном мирке аульского быта,   насыщенного вековыми предрассудками и косными обычаями. Но юной поэтессе-аварке посчастливилось жить в иную эпоху. После окончания школы она едет в Москву и поступает в Литературный институт. С увлечением занимается, много читает, приобщается к высшим достижениям русской и западноевропейской культуры, глубоко изучает творчество Пушкина, Лермонтова, Шиллера, Гейне... Ее учителями и наставниками становятся Владимир Луговской, Михаил Светлов и другие мастерасоветской поэзии».

Разнообразна тематика произведений Ф. Алиевой, как в поэзии, так и в прозе. Это тема Родины, Октябрьской революции, тема Ленина, родного Дагестана, и тема материнства, любви. Не обходит вниманием Ф. Алиева и тему минувшей войны.

Без волнения невозможно читать поэмы Ф. Алиевой, посвящённые солдатскому подвигу, бесстрашию советских людей, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины и других страд («Восемнадцатая весна», «Восхождение»). А поэмы «Голубые бусы» и «Вечный огонь». Они сильны искренностью чувств, глубиной переживаний как литовской девочки, сгоревшей заживо вместе с жителями, так и старой матери, потерявшей на войне сына и незнающей, где он похоронен.

Очень дорога Ф. Алиевой тема материнства, ведь она, сама мать, вырастила четверых сыновей, ей ли не знать муки и радости  материнства. «Мать готовит детей своих к большой жизни,— отмечает О. Добровольский, в которой будет немало сложностей и подводных камней; ведь рано или поздно сыновьям придется покинуть родной дом и отправиться в путь... Но можно не сомневаться в том, что добрые семена, посеянные в их душах матерью, дадут хорошие всходы, что материнские уроки не пройдут даром».

Сыну посвящает она цикл стихов «Когда в доме радость» (Из дагестанских тостов). Это своего рода мудрые наставления, выраженные в изящной поэтической форме. Это заветы любящей, но строгой матери, считающей своей обязанностью воспитать настоящего гражданина своей страны.

В поэзии Ф. Алиевой всегда присутствуют автобиографические мотивы. Особенно это заметно в поэмах «Живые легенды», «Мать», действие которых происходит в родном ауле, а героями являются земляки Ф. Алиевой, ее родные и близкие. Поэмы являются как быпризнанием автора в любви к своим соотечественникам, родным, столько перенесшим в жизни и столько сделавшим для блага людей.

Пишет Ф. Алиева и о долге человека перед людьми, о человеческом достоинстве. Непременным атрибутом ее произведений является описание прекрасных картин природы родного края. Исследователи творчества Ф. Алиевой отмечают присущие ее поэзии» глубокую лиричность, философичность.                

Заслуженным признанием читателей пользуются и прозаические произведения Ф. Алиевой. Особенностью ее прозы является особое внимание к судьбе горянки, связь с родным фольклором. Перу Ф. Алиевой принадлежат повести и романы, в которых она пытается раскрыть диалектику чувств своих современниц, показать их в труде, облагораживающем человека во все времена. Сюжеты ее прозаических произведений обычно полны романтики, их украшает обилие притч и легенд, описаний народных обычаев, традиция - и различньпх празднеств. Проза писательницы пронизана любовью к родному краю. Различные праздники проводятся обычно на фоне величавой природы гор, которая неотделима от судеб героинь.

Природа обычно служит и средством показа каких-то черт характера раскрытия внутреннего состояния героев. Природа и человек в творчестве Ф. Алиевой как бы дополняют друг друга, переплетаются, как и реалистическое с романтическим.

Несомненным интересом читателей пользуется роман Ф. Алиевой «Комок земли ветер не унесет». Особенно привлекает в романе образ мудрого горца Омардалы. Полюбился он своей любовью к земле, уважением к людям, к их добрым традициям.

Сюжет романа Ф. Алиевой «Родовой герб» построен на романтических началах. Это вызывает интерес читателей к судьбе героев, наших современников, которые показаны в развитии, труд их опоэтизирован. Роман изобилует притчами и легендами. Большое значение придается и символике. Название другого романа «Орел точит клюв о камень» тоже носит следы символики. Но не только это сближает романы «Родовой герб» и «Орел точит клюв о камень». Близки они и по структуре, и по идейному содержанию.

Повесть Ф. Алиевой «Родники рождаются в горах» привлекает женскими образами. Это, прежде всего Сидрат, испытавшая в своей жизни много невзгод, но не потерявшая веры в людей, сумевшая сохранить при этом внутреннюю чистоту.

Одним из оригинальных по форме произведений дагестанской прозы является трилогия писательницы «Роса выпадает на каждую травинку», в которой она выступает и в качестве рассказчицы, и в качестве героини. Состоит трилогия из ряда новелл, в центре внимания каждой — судьба женщины. Если в первой книге трилогии Ф. Алиева — невольный свидетель описанных событий, то во второй («Корзина спелой вишни») — главная героиня. Трилогия богата образами самых различных женщин: это и горянки, и русские, принимающие активное участие в строительстве нового в Стране гор.

Как уже выше отмечалось, произведения Ф. Алиевой, как поэтические, так и прозаические, пронизаны лирической струёй, что придает повествованию своеобразие, привлекает своей восторженностью и искренностью чувств.

Произведения Ф. Алиевой известны не только в Дагестане, но и за его пределами. Ее произведения переведены на различные языки мира.           


Похожие материалы

Информация о работе