Махмуд не сравнивает один предмет с другим, но ищет сравнения какого - либо состояния с другим состоянием, определенных чувств человека и переживаний с явлениями природы в окружающем мире. Хотя поэт не смог избежать той искусственности, которая до него господствовала в поэзии, но он самобытен и недосягаем.
Махмуд действительно великий певец, достойный самой высокой оценки. Не случайно, после того, как появились в горах песни Махмуда, произведения остальных певцов, творивших до Махмуда, начали забываться. После Махмуда, в поэзии другого известного поэта Гамзата Цадасы наряду с сатирой имеется и лирика. Пейзажная лирика занимает у Цадасы особое место. Для Цадасы характерны свежие оригинальные метафоры. Они, в его творчестве являются средством создания образа.
Накинув на плечи белые бурки
Покидали нас зимние дни.
Забрав с собою в путь меха для ветра,
Беспокойные ночи оставили нас.
Одели цветы, окрасив водой.
Если дореволюционные дагестанские писатели не обращали особого внимания на пейзажную лирику, если Чанка сделал всего один шаг вперед в изображении природы, а Махмуд впервые в аварской поэзии дал широкие реалистические картины аула, использовал предметы природы для портретной характеристики, но Р.Гамзатов является своего рода новатором в этой области поэзии. Он воспел природу родного края во всей ее красоте. В произведениях Р.Гамзатова нас привлекает романтика горной страны, ее седые гребни и пики, стремительные реки, альпийские луга, цветущие сады и пусть традиционные, но милые горскому сердцу орлы.
Окутались сумраком дали,
Бегут по реке огоньки,
Мы тихо коней расседлали,
И сели на берег реки.
А ночь приближалась все ближе,
Таинственных звуков полна,
Сады и аульские крыши
Во тьму погрузила она.
Тут вспоминается мастерство изображения родного края известного русского поэта С.Есенина.
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и в росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы.
Пахнут смолистой сосной.
Ой, в , луга и дубравы,-
Я одурманен весной.
Конечно, русская классическая поэзия оказала свое влияние на творчество поэта Гамзатова также, как и на творчество других поэтов. Несмотря на это влияние, у Р.Гамзатова есть своя, только ему присущая манера раскрытия красоты пейзажа. Часто у него сначала идет описание горного края, аула, сакли. Даже маленькая деталь - кувшин у очага, камин и т. д. - вызывает чувство родины, потом описывает свою любимую. В последних куплетах, как бы делая вывод, звучат уже философские мотивы. Таким образом, красота родного края, отчий дом, образ любимой и смысл всей его жизни - все это одно единое целое, одна вроде тема, одно стихотворение, очередной крик души поэта. Одно такое стихотворение можно отнести и к пейзажной лирике, и к любовной, и к философской лирике. Это и есть своеобразие поэта, особенности его лирики. Если до него аварские поэты вспоминали о природе лиь мимолетно, то у Р.Гамзатова есть целые стихи - и их немало - посвященные только лишь природе, воспевающие красоту родного горного края. Вот это и есть его новаторство. Правда, и вместе с Гамзатовым можно перечислить и ряд поэтов его поколения. Ф.Алиева своего рода мастер, с глубокой любовью рисует пейзаж родного края. Жанровому и тематическому богатству Р. Гамзатова, посвящены труды З.З.Гаджиевой.: "Мастерство Р.Гамзатова," Ч. Юсуповой "О современной аварской лирике." В них слегка затронуты и вопросы о пейзажной лирике Р.Гамзатова. О мудром молчании природы, ее деятельной тишине, душевном бескорыстии и таком согласии с миром, когда вечный конфликт человека с природой уступает место гармонии,- стихотворение у "Максобского моста"; поиск красоты в обыденном, казалось бы, примелькавшемся, в том, мимо чего проходят другие, жажда жить и радостное удивление жизнью движет стихотворением "Жажда". В нем переплелись мотивы гражданские, философские предания, настрой и пафос души человека, гражданина, жизнелюба.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.