Тоска эта переходит до грустной боли, когда поэт вспоминает невозвратимые детские годы, цветущие аульские луга и кривые аульские улицы, которые он когда - то протопал босиком. В изображении пейзажной лирики Р.Гамзатова появился как - бы новатор среди аварских, да и среди дагестанских поэтов. Чтобы объяснить, в чем заключается его новаторство, придется прибегнуть немного к истории педзажной лирики его предшественников.
Поэты-лирики XIX века горного Дагестана в бол.ыпинстве своем не научились еще смотреть на природу своими глазами и видели ее лишь в преломлении поэтики природной песни. Природа изображается традиционными общими фразами, постоянными устаревшими эпитетами и сравнениями.
Сильны были и влияние восточной книжной поэзии. Почти у всех поэтов, предшественников Махмуда, большое место в их стихах занимают звезды и звездное небо!
В поэзии Алигаджи из Инхо господствуют лачины, цветы, птицы. И в то же время в его творчестве много и оригинальных сравнений, свидетельствующих о поэтическом чутье автора.
У Анхил Марин много олицетворений. Это делает ее стихи живыми, доступными. Много у нее, в любовных стихах лирических, взволнованных обращений к окружающей природе.
Творчество Чанки заслуживает особого внимания. По отношению к природе, по наличию чувств природы Чанка стоит гораздо выше своих современников, образы его реалистичны, ярки, выразительны, отличаются свежестью красок, глубиной изображения.
Кто две луны, не скажешь ли ты мне
Украсив лоб твой вывел тушью черной,
Коса, как речка по долине горной.
(Перевод Я. Козловского)
"Коса течет» как речка" - до этого не додумался ни один из современников Чанки. Именно это новое в аварской поэзии придает стихам Чанки черты простоты и красоты, делает их доступными ложной поэтичности и напыщенности, свойственными другим поэтам прошлого, но в то же время любовь к метафорам и сравнениям, как бы спорящим со всем, что было известно до Чанки, видимо мешает ему стать настоящим новатором в изображения природы. У него тоже горная лань, что и у других поэтов, но лань эта чиста, "как горный родник". Образы Чанки тоже только шаг в сторону пейзажной поэзии. Каждый из поэтов второй половины XIX века внесли свою лепту в новую, только зародившуюся традицию изображения природы. Али- Гаджи ввел элементы изображения природы в философскую лирику. Марин использовала оригинальные сравнения и метафоры, связанные с миром природы, чтобы бросить вызов всему старому и религиозному. Эльдарилов развив прием диалога, вложил в уста своих героев сопоставление человеческих переживаний с образами природы.
Наконец, Чанка увязал элементы изображения окружающей природы с первыми попытками создания портрета и сумел передать в своих стихах общий колорит мпестности. В то же время, никто из этих поэтов не стал еще подлинным новатором в изображении природы. Для этого нужно было видеть природу глазами художника и нужны были силы для преодоления традиций, утверждавших веками.
Светлую струю в аварскую поэзию новым дыханием вносит Махмуд. "Когда Махмудовская песня была прочтена и пиреведена., то оказалось, что мы стоим перед литературным явлением огромной важности, явлением совершенно пейзажным научным кругам и европейскому обществу".
Так писал о Махмуде из Кахаб - Росо проф. Л.И.Жирков в годы, когда в России об этом поэте ничего не было известно.
На горе высокой два цветка, полные страсти
Склоняются друг к другу, но не могут сойтись.
Текут друг к другу, но не сливаются.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.