Али Хаджи Акушинский. Одна из наиболее влиятельных личностей в истории общественного развития Дагестана

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство здравоохранения Республики Дагестан.

Дагестанская государственная медицинская академия.

Доклад на тему:

Шейх Али Хаджи Акушинский

 Руководитель:

 

                                                                                       Выполнила: студентка 2 курса

                                                                                    лечебного факультета (7 гр.)

                                                                   

  Махачкала 2007

Али Хаджи Акушинский – одна из наиболее влиятельных личностей в истории общественного развития Дагестана начала ХХ века, был человеком большой энергии и воли, яркого и многогранного таланта. Его помнят как выдающегося религиозно-политического деятеля, поэта, незаурядного мыслителя и богослова. Он являлся знатоком и последовательным сторонником религии, но не был фанатиком, умел трезво оценивать социально-политические интересы и соответственно строить свою тактику.

Родился он в 1847 году в селении Акуша Даргинского округа, учился у известных дагестанских алимов, в частности у Хаджила Али из Акуша, Абдурахмана из Какашуры, Ильяса из Цудахара. Шейх был простым, доступным для всех и добрым человеком. К нему шли за советом со всего Даргинского округа. Его дом был открыт в любое время дня и ночи для посетителей. Но доброта и простота не мешали ему быть принципиальным и неотступным, когда дело касалось важных вопросов. По своему социальному происхождению и положению он был узденем среднего для того времени состояния и четко выражал интересы широких религиозных крестьянских масс.

Али Хаджи был сторонником мирной жизни для крестьян, о чем пишет сам и свидетельствуют его современники. «Богатство и власть не являются мерилом правды, - писал он. – Труд всякого должен быть обеспечен и огражден от насилия». Его отношение к проблеме войны и мира хорошо выражено в следующих словах: «Мои религиозные убеждения и убеждения моих учеников не позволяют нам поднять руку против кого бы то ни было вообще, а против мусульман в особенности. Но если враг первым нападет на страну, наш долг призвать всех верующих к самозащите, к защите мирного труда, к защите ислама от насилия, к защите наших родных очагов. Я это делал, делаю и буду делать до конца моей теперь уже недолгой жизни». С. Габиев охарактеризовал его как миролюбца, миротворца, искателя теории справедливости на земле, полного ненависти к войне к войне и насилию вообще.

У Али Хаджи не было четкой социальной программы в современном смысле, но она, несомненно, предполагала ликвидацию феодального и всякого иного социального гнета, установление справедливости и равенства, которые он усматривал в проведении уравнительной земельной реформы, в равенстве жизни на основе мелкой собственности без эксплуатации чужого труда, в строгом соблюдении шариата. /Али Хаджи не был фанатиком, хотя являлся последовательным сторонником религии, умел трезво оценивать социально-политические процессы и соответственно строить тактику. /Исключительно смелым шагом для религиозного авторитета в тех условиях было соглашение с социалистами и большевиками о совместной борьбе с внутренними и внешними контрреволюционными силами. При этом он исходил из того, что социалисты и коммунисты отстаивают интересы трудовых масс и выступают против всякого социального гнета. Он подчеркивал в своих выступлениях, что из всех социальных сил большевики ближе к трудовым массам, что их идеалы больше соответствуют идеалам шариата.

Али Хаджи не случайно относился благосклонно к социальным идеалам коммунизма. Они не новы для ислама. Идеи общественной (общинной) собственности и равенства были близки народам мусульманского Востока, мединской общине в начальный период, хаджиритам, карматам и многим

Похожие материалы

Информация о работе