+ = 1.
Поскольку x2 = 4 – y2, приведем последнее уравнение к виду
+ = 1.
Видя, что каждое слагаемое левой части неотрицательное, оценим левую часть:
+ 2 =
= 2= 2 = = 1.
Теперь ясно, что исходное уравнение равносильно системе
Неравенство этой системы обращается в равенство тогда, когда
= , т.е. 2 – у = .
Дальше все проходит автоматически:
= 1
Оба полученных корня принадлежат промежутку [-2;0) (0; 2].
О т в е т: x1,2= ± .
3. Решить уравнение: + = 2xy–1 .
Р е ш е н и е. Перепишем в виде:
+ = 4xy–2 .
неравенство Коши.
+ 2= 2x2y2
Имеем
4xy – 2 2x2y2
Из исходного неравенства, получим:
x2 y2 – 2xy + 1 0,
(xy – 1)2 0, xy = 1, y = .
x4 + = 2, x 0;
x8 – 2x4 + 1 = 0;
(x4 – 1)2 = 0; x4 = 1; x = 1; y = 1;
Ответ: x = 1; y = 1.
Опишем теперь способ, с помощью которого будут решены остальные уравнения этого пункта. Как и в предыдущих случаях, основой способа является неравенство Коши. Но оно теперь будет применяться к уравнениям вида
= g(x).
Сначала оценивают каждый арифметический корень левой части уравнения с учетом показателя степени корня, для чего подкоренное выражение представляют в виде произведения множителей, количество которых определяется показателем степени корня. Например,
= , = .
Затем складывают полученные оценки и записывают неравенство
(x), где φ(x) = + .
Таким образом, получают систему
, а из нее – неравенство (x) g(x).
Теперь остается определить, при каких x достигается равенство
в неравенстве (x) g(x).
Приведем ряд задач, в которых применяется этот способ.
4. Решить уравнение: .
Р е ш е н и е. Оценим каждый арифметический корень левой части уравнения. Учитывая, что подкоренные выражения неотрицательны, имеем:
= ; ==
Найдем сумму полученных выражений:
+ = 2, т.е. 2.
Преобразуем теперь правую часть исходного уравнения:
= () + 2 = ()2 + 2 2, сравнивая
и
получим
откуда
и, следовательно, x= 2.
Остается проверить, удовлетворяет ли найденное значение x области допустимых значений неизвестного. Из условий
следует, что 1x3, т.е. 2[1; 3].
О т в е т:x= 2.
5. Найдите все пары чисел (x; у), удовлетворяющие уравнению:
+ = 2 – .
Р е ш е н и е. Запишем исходное уравнение в виде:
+ = 2 – .
Используя неравенство Коши и неотрицательность модуля действительного числа, найдем оценки для левой и правой части уравнения:
+ 2 = 2, 2 – 2.
Видим, что в первом случае равенство достигается только тогда, когда =,
а во втором . Из этих данных и находим решение: (x – 3)2 =1, т.е. x равно 2
или 4. Отсюда находим, = 4 или = 2, т.е. y равен 2 или 16.
О т в е т: (4; 16)(2;2).
6. Решить систему уравнений:
, если x > 0,y> 0, z> 0.
Р е ш е н и е. В силу того, что x > 0,y> 0, z> 0, первое уравнение системы Можно записать в виде . Оценив левую часть этого уравнения с учетом показателя степени корня, получим
= = = 1.
Подставили второе уравнение в неравенство и получили 1.
Так как , делаем вывод, что 1. Но последнее неравенство неверно, значит, данная система не имеет решений.
О т в е т: решений нет.
1)Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа.М. Л. Галицкий, Москва “Просвещение”, 1990г.
2) Алгебра и математического анализ. 11 кл. Н.Я. Виленкин и др.
Москва “Просвещение”, 1995 г.
журнал. 2002 г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.