Решение некоторых видов уравнений при помощи неравенств, страница 2

    +  = 1.

Поскольку x2 = 4 –  y2, приведем последнее уравнение к виду

 +  = 1.

Видя, что каждое слагаемое левой части неотрицательное, оценим левую часть:

 +    2 =

= 2= 2 =  = 1.

           Теперь ясно, что исходное уравнение равносильно системе

Неравенство этой системы обращается в равенство тогда, когда

 = , т.е. 2 – у = .

  Дальше все проходит автоматически:

 =  1 

Оба полученных корня принадлежат промежутку  [-2;0)  (0; 2].

                                                         О т в е т:  x1,2= ± .

3. Решить уравнение:  +  = 2xy–1 .

  Р е ш е н и е. Перепишем в виде:

 +  = 4xy–2 .

      Первую часть представим, как сумму двух неотрицательных выражений применим

неравенство Коши.

* +  2= 2x2y2

Имеем

 4xy – 2  2x2y2

       Из исходного неравенства, получим:

x2 y2 – 2xy + 1  0,

(xy – 1) 0,  xy = 1,  y = .

       Подставив y =  в исходное уравнение, получим:

x4 +  = 2,  x 0;   

  x8 – 2x4 + 1 = 0;

(x4 – 1)2 = 0;       x4 = 1;      x = 1;      y = 1;

                                                                                              Ответ: x = 1;  y = 1.

Опишем теперь способ, с помощью которого будут решены остальные уравнения этого пункта. Как и в предыдущих случаях, основой способа является неравенство Коши. Но оно теперь будет применяться к уравнениям вида

 = g(x).

Сначала оценивают каждый арифметический корень левой части уравнения с учетом показателя степени корня, для чего подкоренное выражение представляют в виде произведения множителей, количество которых определяется показателем степени корня. Например,

 =    =   .

Затем складывают полученные оценки и записывают неравенство                                        

  (x), где φ(x) =  + .

Таким образом, получают систему

, а из нее – неравенство  (x) g(x).

Теперь остается определить, при каких x достигается равенство

в неравенстве (x) g(x).

Приведем ряд задач, в которых применяется этот способ.

4. Решить уравнение: .

Р е ш е н и е. Оценим каждый арифметический корень левой части уравнения. Учитывая, что подкоренные выражения неотрицательны, имеем:

=  ;                                              ==    

Найдем сумму полученных выражений:

 + = 2, т.е.  2.

Преобразуем теперь правую часть исходного уравнения:  

 = () + 2 = ()2 + 2  2, сравнивая

    и

получим

откуда

и, следовательно, x= 2.

Остается проверить, удовлетворяет ли найденное значение x области допустимых значений неизвестного. Из условий

следует, что 1x3, т.е.  2[1; 3].

 О т в е т:x= 2.

5. Найдите все пары чисел (x; у), удовлетворяющие уравнению:

 +  = 2 –  .

Р е ш е н и е. Запишем исходное уравнение в виде:

* +  = 2 –  .

Используя неравенство Коши и неотрицательность модуля действительного числа, найдем оценки для левой и правой части уравнения:

                          * +  2 = 2, 2 –    2.

Видим, что в первом случае равенство достигается только тогда, когда *=,

а во втором  .  Из этих данных и находим решение:  (x – 3)2 =1, т.е.   x   равно 2

или 4. Отсюда находим,   = 4 или  = 2, т.е.  y равен 2 или 16. 

О т в е т: (4; 16)(2;2).

6. Решить систему уравнений:

 ,                                                   если x > 0,y> 0, z> 0.

Р е ш е н и е. В силу того, что x > 0,y> 0, z> 0, первое уравнение системы Можно записать в виде . Оценив левую часть этого уравнения с учетом показателя степени корня, получим

 =  = = 1.

Подставили второе уравнение  в неравенство и получили  1.

Так как  , делаем вывод, что  1. Но последнее неравенство неверно, значит, данная система не имеет решений.

О т в е т: решений нет.

ЛИТЕРАТУРА

1)Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа.М. Л. Галицкий, Москва “Просвещение”, 1990г.

2) Алгебра и математического анализ. 11 кл. Н.Я. Виленкин и др.

Москва “Просвещение”, 1995 г.

3)“Математика в школе” №1 – научно-теоретический и методический

журнал. 2002 г.