Одна за другой появляются повести Карамзина: «Бедная Лиза», «Остров Борнгольм» и другие. Это были произведения «чувствительные», привлекавшие внимание к внутреннему миру простых людей. Они были новы для русской литературы.
В «Бедной Лизе» (1792) Карамзин рассказал историю крестьянской девушки, умевшей глубоко любить и обманутой своим женихом из «высшего» общества. Покинутая Эрастом Лиза покончила с собой, бросившись в пруд. Автор писал: «Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле. Тут часто сижу я в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо мной шумят листья».
Место, описанное Карамзиным,— близ Симонова монастыря под Москвой — после этой повести стало местом паломничества, особенно молодежи, сочувствовавшей «бедной Лизе». Повесть трогала описанием глубоких человеческих чувств героини из народа и возмущала эгоизмом, черствостью героя — представителя «света». Юный Жуковский вместе со старшей сестрой совершил путешествие к Симонову монастырю, вдохновленный Карамзиным. Поэт Федор Глинка, будущий герой войны 1812 года, писал, вспоминая годы учения в Кадетском корпусе: «Из кадет редкий не повторял наизусть страницу из Карамзина». Это относилось, конечно, и ко всей образованной молодежи.
Идеи, выраженные Карамзиным в прозе, его интерес к искренним человеческим чувствам современники находили и в его стихах, многие из которых стали песнями.
Кто мог любить так страстно, Как я любил тебя? Но я вздыхал напрасно, Томил, крушил себя!
Смело вводя мир интимных чувств в литературу, Карамзин стал одним из первых русских писателей-сентименталистов. Стихи его будили живой отклик в душах современников.
Пой во мраке тихой рощи, Нежный, кроткий соловей! Пой при свете лунной нощи! Глас твой мил душе моей.
Однако распространение нового, «карамзинского» языка ветреции... и приблизив к живой, естественной разговорной речи». Один из современников писал: «Красота и чувствительность — вот что очаровывало в Карамзине».
«Чувствительность» в понимании людей того времени — это способность человеческой души к сочувствию, состраданию. И как отражение этого — способность воспринимать природу, все живое. Передовая русская литература исповедует гуманизм, интерес к человеку любого сословия и требует сочетания чувствительности с честностью и добродетелью. Фонвизин писал: «Добродетель... велит делать то другим, чего пожелал бы себе». Именно таким человеком — добродетельным, глубоко порядочным, восхвалявшим в людях благородство — был Карамзин. Его статьи в журналах — сначала в «Московском журнале», затем в «Вестнике Европы» — призывали воспитывать в людях нравственность и патриотизм.
Одна за другой появляются повести Карамзина: «Бедная Лиза», «Остров Борнгольм» и другие. Это были произведения «чувствительные», привлекавшие внимание к внутреннему миру простых людей. Они были новы для русской литературы.
В «Бедной Лизе» (1792) Карамзин рассказал историю крестьянской девушки, умевшей глубоко любить и обманутой своим женихом из «высшего» общества. Покинутая Эрастом Лиза покончила с собой, бросившись в пруд. Автор писал: «Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле. Тут часто сижу я в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моихструится пруд; надо мной шумят листья».
Место, описанное Карамзиным,— близ Симонова монастыря под Москвой — после этой повести стало местом паломничества, особенно молодежи, сочувствовавшей «бедной Лизе». Повесть трогала описанием глубоких человеческих чувств героини из народа и возмущала эгоизмом, черствостью героя — представителя «света». Юный Жуковский вместе со старшей сестрой совершил путешествие к Симонову монастырю, вдохновленный Карамзиным. Поэт Федор Глинка, будущий герой войны 1812 года, писал, вспоминая годы учения в Кадетском корпусе: «Из кадет редкий не повторял наизусть страницу из Карамзина». Это относилось, конечно, и ко всей образованной молодежи.
Идеи, выраженные Карамзиным в прозе, его интерес к искренним человеческим чувствам современники находили и в его стихах, многие из которых стали песнями.
Кто мог любить так страстно, Как я любил тебя? Но я вздыхал напрасно, Томил, крушил себя!
Смело вводя мир интимных чувств в литературу, Карамзин стал одним из первых русских писателей-сентименталистов. Стихи его будили живой отклик в душах современников.
Пой во мраке тихой рощи, Нежный, кроткий соловей! Пой при свете лунной нощи! Глас твой мил душе моей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.