Александр Сергеевич Пушкин выдающийся поэт и писатель 19 века, страница 5

На уроках русского языка наряду со специальными учебными упражнениями и грамматическими правилами, рассчитанными на развитие письменной и устной речи, необходимо прививать учащимся и навыки делового письма к которому им придется прибегать в дальнейшем.

Деловая речь характеризуется некоторыми особенностями стиля, лексики. В них не употребляется эмоциональная, просторечная лексика. Деловые бумаги отличаются манерой изложения: строго официальный тон, точность, ясность, возможная краткость. Слова употребляются только в их прямом значении. Изложение материала ведется по строго определенному плану. Основные способы изложения – повествование, описание, рассуждение. Редко встречаются (в основном в письмах) восклицательные и вопросительные предложения.

Итак обучение деловому письму на уроках русского языка во вспомогательной школе имеет большое значение для развития письменной речи учащихся, и для подготовки детей олигофренов к самостоятельной жизни.

Письменная речь, как средство общения между людьми наиболее широко используется в форме письма. Письма могут носить различный характер. Прежде чем приступить в написанию писем нужно научить детей правильно писать слова – здравствуйте, до свидания – объясняли употребление в обращении прилагательных – дорогой, дорогая. При обращении к родным и близким. Уважаемая,  уважаемый – обращение к страшим, к официальным лицам. Эту тему мы связываем на уроках русского языка со согласованием существительных с прилагательным в роде, числе и падеже.

Работа над письмом, как никакая другая работа по деловому письму, способствует активизации речевой деятельности детей, развитию устной и письменной речи учащихся. Для части письма в определенной последовательности, работая над составлением письма по данному началу, опорным словам, словосочетаниям, составляя устные письма, добиваемся того, чтобы учащиеся старших классов вспомогательной школы смогли грамотно и самостоятельно написать письмо родственникам и друзьям.

Разговор же об адресе уместно начать с чтения последнего отрывка из рассказа А.П.Чехова «Ванька».

«Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт и написал адрес:

«В деревню дедушке Константину Макарычу».

Дети сами догадываются об участии Ванькиного письма».

Вывод дети уже делают сами. Самое главное что было пропущено в адресе?

Адрес нужно уметь оформить правильно, грамотно, красиво. Затем рассматривается образец адреса:

Куда: Р.Дагестан г.Махачкала ул.Буйнакского №10

Кому: Алибекову Ахмеду

-----р.Дагестан

Карабудахкентский район с.Карабудахкент ул.50 лет Октября 58

Омарова Магомеда

На уроках русского языка повторяем собственные и нарицательные существительные, их правописание, что тони пишутся в именительном падеже с большой буквой.

Фамилия, имя, отчество получателя – в дательном падеже. Отправителя в именительном падеже. На почтовом отправлении внизу – в левой части пишется цифровой индекс предприятия связи места назначения, состоящий из 6-ти цифр.

Располагаются части адреса в строго установленной последовательности.

Слово – Адрес – вошел в русский язык из французского и обозначает подпись на письме, посылке…, указывающую получателя и место назначения. Адресат – получатель, тот, кому адресовано письмо. Адресат – отправитель, тот, кто отправляет. Чтобы вызвать интерес к теме можно использовать следующие загадки.

«На стене на видном месте

Собирает вести вместе

А потом его жильцы

Полетят во все концы»

(почтовый ящик)

«Очень к нам хотело

Ехало, летело

По морю плыло

Наконец пришло»

(письмо)

«Сбоку марка и картинка

В круглых штампах

Грудь и спинка»

(конверт)

«Я-домик

Но только совсем безэтажный

Я тонкий, некрашеный

Домик бумажный

Хоть дверца моя заперта не замком