А.С.Пушкин не очень был привязан к родителям. Я их раздражал, говорил Пушкин. Поэтому не очень грустил по ним, когда уезжал из родительского дома учиться в лицей. Но расставаться было очень жалко с няней и бабушкой. И вот о них он часто вспоминает в лицейские годы, а став поэтом посвящает им несколько стихотворений. Одна из них любимой «Няне» - Арине Радионовне. По данному стихотворению проводим следующую работу:
3) Выразительное чтение стиха учителем
4) Словарная работа:
Дряхлая – очень старая
В глуши – вдали от города
Будто на часах – слышь на карауле.
Спицы –
1) Вводная беда к стихотворению:
Это стихотворение Пушкин посвятил своей любимой няне, крестьянке Арине Радионовне. Он выразил к ней любовь и глубокое уважение, называет ее голубкой и своей подругой. Но в стихотворении показана и любовь няни к поэту. Пушкин представляет ее сидящей у окна и ждущей его. С надеждой смотрит она на ворота, с тревогой и тоской думает о нем. Стихотворение написано 1826 году, когда Пушкин после разгрома декабристов переживал особенно тревожные дни, - няня об этом знала и сильно волновалась.
Поэт видел, что казни и ссылка лучших друзей его, это начало страшной реакции, в котором надо было определить свое положение, свою роль поэта.
Несмотря на преследования Пушкин 26 декабря 1826 года пришел на вечер, которую устроила уезжавшая к мужу – декабристу в Сибирь Волконская. Такой поступок был проявлением большого мужества Пушкина, это говорило о том, что он не порвал отношений с «государственными преступниками». На вечер Пушкин принес стихотворение «В Сибирь».
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье
В классе:
1. Выразительное чтение стиха
2. Словарная работа:
Узник, желанная пора, несчастья верная сестра, мрачные затворы, свободный глас…
3. Выразительное чтение текста учащимися
4. Разбор текста в виде вопросно-ответной форме
1. Кому посвятил Пушкин свое стихотворение «В Сибирь»?
2. Кто такие декабристы?
3. О каком скорбном труде говорит Пушкин в стихотворении?
4. Какому терпению призывает поэт узников?
5. Какие слова стихотворения говорят о тяжелой жизни декабристов?
6. На что могут надеяться узники?
Найти строки стихотворения, которые служат ответом на вопрос.
7. Найти и прочитать четыре строки, содержащие главную мысль стихотворения.
8. Считал ли Пушкин, что декабристы прекратят борьбу с царским самодержавием, когда их освободят?
9. Какие слова стихотворения подтверждают мысль о том, что они продолжат борьбу?
Оковы тяжкие падут
Темницы рухнут и свобода
Вас примет радостно у входа
И братья меч вам отдадут
10. Как вы думаете, кого поэт называет братья?
11. Составить логический рисунок к стихотворению «В Сибирь».
А.С. Пушкин очень любил и сказки. Любовь к чудесным русским сказкам у Пушкина появилась еще в раннем детстве. Тогда ему рассказывали сказки его бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Радионовна. Сказки Арины Радионовны поэт слушал и в селе Михайловском, когда он уже был известен всей России как поэт. Пушкин говорил, что язык сказок – это настоящий русский язык, богатый, сочный, выразительный.
Например, изучая сказку Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». –
Проводим следующую работу – при закреплении материала (урока). Читаем сказку по ролям: Елисея, солнца, месяца, ветра, царевны, злой царицы, а автора.
Затем объяснить, как выделенные глаголы подтверждают решение Елисея во что бы то ни стало найти царевну.
1) Красну солнцу наконец,
Обратился молодец,
Только месяц показался
Он за ним с мольбой погнался
Елисей не унывая
К ветру кинулся взывая.
2) Опрос и закрепление по вопросам:
1. Злая царица приказывает Чернавка погубить царевну.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.