Александр Сергеевич Пушкин выдающийся поэт и писатель 19 века, страница 2

А.С.Пушкин не очень был привязан к родителям. Я их раздражал, говорил Пушкин. Поэтому не очень грустил по ним, когда уезжал из родительского дома учиться в лицей. Но расставаться было очень жалко с няней и бабушкой. И вот о них он часто вспоминает в лицейские годы, а став поэтом посвящает им несколько стихотворений. Одна из них любимой «Няне» - Арине Радионовне. По данному стихотворению проводим следующую работу:

3) Выразительное чтение стиха учителем

4) Словарная работа:

Дряхлая – очень старая

В глуши – вдали от города

Будто на часах – слышь на карауле.

Спицы –

1) Вводная беда к стихотворению:

Это стихотворение Пушкин посвятил своей любимой няне, крестьянке Арине Радионовне. Он выразил к ней любовь и глубокое уважение, называет ее голубкой и своей подругой. Но в стихотворении показана и любовь няни к поэту. Пушкин представляет ее сидящей у окна и ждущей его. С надеждой смотрит она на ворота, с тревогой и тоской думает о нем. Стихотворение написано 1826 году, когда Пушкин после разгрома декабристов переживал особенно тревожные дни, - няня об этом знала и сильно волновалась.

Поэт видел, что казни и ссылка лучших друзей его, это начало страшной реакции, в котором надо было определить свое положение, свою роль поэта.

Несмотря на преследования Пушкин 26 декабря 1826 года пришел на вечер, которую устроила уезжавшая к мужу – декабристу в Сибирь Волконская. Такой поступок был проявлением большого мужества Пушкина, это говорило о том, что он не порвал отношений с «государственными преступниками». На вечер Пушкин принес стихотворение «В Сибирь».  

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье

В классе:

1. Выразительное чтение стиха

2. Словарная работа:

Узник, желанная пора, несчастья верная сестра, мрачные затворы, свободный глас…   

3.  Выразительное чтение текста учащимися

4. Разбор текста в виде вопросно-ответной форме

1. Кому посвятил Пушкин свое стихотворение «В Сибирь»?

2. Кто такие декабристы?

3. О каком скорбном труде говорит Пушкин в стихотворении?

4. Какому терпению призывает поэт узников?

5. Какие слова стихотворения говорят о тяжелой жизни декабристов?

6. На что могут надеяться узники?

Найти строки стихотворения, которые служат ответом на вопрос.

7. Найти и прочитать четыре строки, содержащие главную мысль стихотворения.

8. Считал ли Пушкин, что декабристы прекратят борьбу с царским самодержавием, когда их освободят?

9. Какие слова стихотворения подтверждают мысль о том, что они продолжат борьбу?

Оковы тяжкие падут

Темницы рухнут и свобода

Вас примет радостно у входа

И братья меч вам отдадут

10. Как вы думаете, кого поэт называет братья?

11. Составить логический рисунок к стихотворению «В Сибирь».

А.С. Пушкин очень любил и сказки. Любовь к чудесным русским сказкам у Пушкина появилась еще в раннем детстве. Тогда ему рассказывали сказки его бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Радионовна. Сказки Арины Радионовны поэт слушал и в селе Михайловском, когда он уже был известен всей России как поэт. Пушкин говорил, что язык сказок – это настоящий русский язык, богатый, сочный, выразительный.

Например, изучая сказку Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». –

Проводим следующую работу – при закреплении материала (урока). Читаем сказку по ролям: Елисея, солнца, месяца, ветра, царевны, злой царицы, а автора.

Затем объяснить, как выделенные глаголы подтверждают решение Елисея во что бы то ни стало найти царевну.

1) Красну солнцу наконец,

Обратился молодец,

Только месяц показался

Он за ним с мольбой погнался

Елисей не унывая

К ветру кинулся взывая.

2) Опрос и закрепление по вопросам:

1. Злая царица приказывает Чернавка погубить царевну.