Герой Советского Союза Александр Николаевич Ситковский как самую дорогую реликвию хранит книгу «В небе над Малой землей». Эту книгу с автографом: «В знак глубокого уважения за боевые заслуги в небе над Кубанью» ему подарил дважды Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии, заслуженный летчик СССР, маршал авиации Е. Я. Савицкий.
Александр Николаевич Ситковский родился в селе Урожайное Ставропольского края. Детские годы его прошли в городе Хасавюрте, а юность—в Махачкале. В 1937 году Александра призвали в армию. Без отрыва от службы он окончил аэроклуб. Затем Качинскую военно-авиационную школу.
С 1940 года младший лейтенант Ситковский служил на Дальнем Востоке. Там его и застала' война. Хотелось на фронт, бить врага, но только в конце 1942 года полк принял новые истребители, стал осваивать их, а освоив, выехал под, Москву, а оттуда на Кубань.
А. Н. Ситковский служил, получил боевое крещение в боях, стал коммунистом, асом, заслужил высокое звание Героя Советского Союза в 3-м истребительном корпусе резерва
Главного Командования, командиром которого был Евгений Яковлевич Савицкий.
Шестерка истребителей «Як-7 б» из 15 полка корпуса генерала Савицкого, в составе которой был командир звена лейтенант Ситковский, барражировала в небе над Малой землей — прикрывала ее от ударов вражеской авиации.
«Этот бой 29-го апреля 1943 года запомнился навсегда,—говорит Александр Николаевич.—Вражеские самолеты появились в небе над Малой землей, словно рой пчел, вырвавшийся из улья. Наши истребители вступили в неравный поединок—шестерка «яков» и 40 «мессершмиттов».
Бой шел на высоте 3500—5000 метров над морем. Куда ни Глянешь—везде вражеские самолеты и со всех сторон огонь. 15 минут длилась эта схватка. Восемь «мессершмиттов», задымив, рухнули в море». Одного из них, зайдя в хвост, сбил Ситковский. Но вот вышли из строя четыре наших «ястребка». Ситковский остался в бою со своим ведомым младшим лейтенантом Василием Евдокимовым. Когда самолет ведомого был подожжен, Ситковский продолжал вести бой, и тут же его атаковала пара «мессершмиттов». Снаряд прошел через кабину, пробил водяную систему. В кабину ворвались горячая вода и пар, обожгли лицо. Александр на какой-то миг закрыл лицо руками. Неуправляемый самолет сорвался в штопор. В баках кончилось горючее. Только на высоте 1000 метров ему удалось вывести самолет из штопора. Внизу штормило море.,.
Планируя, он заметил в Геленджике аэродром. На посадочной полосе знак «Т». Повел самолет на посадку. На подходе к аэродрому остановился винт... Ему удалось посадить подбитую машину на аэродроме морской летной части. Техники помогли отремонтировать поврежденный самолет. И в тот же день Ситковский перелетел на свой аэродром. Он был рад удаче. Огорчало одно—гибель товарищей.
Через несколько дней вернулся его ведомый Евдокимов. Он успел выпрыгнуть из горящего самолета.
Таким было боевое крещение лейтенанта Ситковского. Опыт, полученный в тренировочных полетах на Дальнем Востоке и под Москвой, воля помогли летчику одержать победу в тяжелой схватке. Сбитым «мессершмиттом» он открыл свой боевой счет. Много раз еще летал он на прикрытие Малой земли.
Александр Николаевич вспоминает: «После первых боев наши истребители изменили тактику. Набирали высоту 5—7 тысяч метров и, снижаясь на большой скорости, подходили к Новороссийску. «Мессеры», не принимая боя, разлетались в разные стороны. Наши летчики, преследуя вражеские самолеты, расстреливали их в воздухе».
Большие воздушные бои шли у станицы Крымской, имеющей важное стратегическое значение, как узел железнодорожных и шоссейных путей.
«Запомнился бой 8 мая,— рассказывает Александр Николаевич.—Радиостанция наведения сообщила, что к переднему краю нашей обороны у станицы Крымской идут вражеские бомбардировщики «Ю-88» и «Ю-87». По боевой тревоге мы взлетели. Со мной в паре был пилот Бастриков. Подлетая к переднему краю, мы определили, что первая группа «юнкерсов» уже сбросила бомбовый груз и воровски на бреющем полете улетала». Ситковский решил догнать ее. И догнал. Один отставший от группы «юнкере» уже был на территории, занятой врагом. Длинной пулеметно-пушечной очередью Ситковский сбил его. Он оказался на земле.
В это время показалась вторая группа бомбардировщиков «Ю-87». Заметив советских истребителей, они сбросили бомбы, не долетев до цели, и пошли обратно! Но один—ведущий —летел прямо в «лоб», надеясь на мощь своего бортового орудия. Ситковский набирает высоту, атакует. И этот самолет врезается в землю.
В этот момент Ситковский заметил, что его преследует фашистский истребитель «Мессершмнтт-109», пристроившись почти в «хвост» его самолета. Ситковский делает крутой разворот и идет в лобовую атаку, враг уходит вниз и вновь висит на хвосте советского самолета. Так повторялось несколько раз, и все же, улучив момент, Ситковский сбивает преследователя.
Бой был интенсивным, горючее в «яках» заканчивалось. Ситковский передал по радио Бастрикову: «Уходи».
Три сбитых вражеских самолета в одном бою—это победа .
Теперь и Ситковскому пора на аэродром. Но что это? Над ним два вражеских истребителя. Атакуют. Он маневрирует. Но снаряды стали попадать в его самолет. Один снаряд попал в приборную доску и разорвался. Ситковского ранило осколком в голову. Он решает посадить самолет.
Внизу хуторок, огород, лес. Вот и просека. Он, не выпуская шасси, приземлился на просеке, и быстро скрылся в лесу. Фашистский летчик продолжал обстрел самолета на просеке с бреющего полета, но поджечь его не смог, т. к. вражеский самолет сам загорелся и упал неподалеку. Второй фашист, видимо, не пожелал разделить эту участь—его самолет скрылся из виду.
«Оказывается,—замечает Александр Николаевич,—в лесу проходила линия фронта и наш автоматчик сбил фашистский самолет из трофейного пулемета».
За этот бой и сбитые три самолета Ситковский был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
После этого боя он написал письмо в Махачкалу матери — Екатерине Петровне и отцу—Николаю Васильевичу: «Жив, здоров. Врагу крепко достается от летчиков корпуса Савицкого. А какие вести от Коли и Толи?». (Его оба брата—Николай и Анатолий тоже были на фронте).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.