...В городе Анапе был расположен крупный вражеский аэродром почти со 100 самолетами, на которых вылетали фашистские асы. По инициативе и под руководством командира корпуса генерал-лейтенанта Савицкого была задумана дерзкая операция.
Инженеры оборудовали истребители для бомбомометания. И в одну из ночей истребители вылетели на бомбежку вражеского аэродрома.
В задачу группы Ситковского входило подавлять вражеские зенитные батареи. Враги открыли интенсивный зенитный огонь по нашим истребителям. Он был подавлен. Операция прошла успешно. Истребители сбросили на фашистский аэродром бомбы, расстреливали самолеты из пушек. Загорелись склады с горючим, множество самолетов, Участники этой операции получили благодарность Верховного Главнокомандующего.
Осенью 1943 года А. Н. Ситковскому было присвоено воинское звание старший лейтенант.
...Это было в воздухе южнее Мелитополя. Шестерка истребителей под командованием капитана командира эскадрильи Бастрикова прикрывала наши наземные войска. Выполнив задачу, «ястребки» возвращались на аэродром. Вдруг раздался голос радистки с наземной станции наведания:
«Соколы! Позади вас «юнкерсы». Примите бой, атакуйте!»
«Восемнадцать «юнкерсов» шли с бомбами, — вспоминает Александр Николаевич.—А у наших истребителей уже заканчивалось горючее. Но мы решили принять бой, не допустить вражеских бомбардировщиков к цели».
Наши истребители пошли в атаку. Первым атаковал Бастри-ков, но его самолет получил пробоину и вышел из строя. «Юнкерсы», заметив опасность, сбросили бомбы, стали в оборонительный круг, открыли огонь. Рискуя жизнью, атаковал врага Слизень, сбил один самолет противника и вышел из боя—кончалось горючее.
Ситковский атаковал врага сверху, ударил из пулеметов и пушки по одному из самолетов и проскочил внутрь оборонительного круга, где опасность была меньше, так как при оборонительном круге самолеты ведут стрельбу с внешней стороны. Вновь ударил из пушки по вражеским самолетам, но уже снизу. Взмыл в высоту и повторил маневр. Так он сбил четыре самолета противника.
«В тот же день, после боя, на наш аэродром приехал командующий 8-ой воздушной армии генерал-полковник Т. Т. Хрюкин. Он наблюдал за боем. Объявил нам благодарность и приказал представить к награде всю шестерку»,—вспоминает Александр Николаевич.
Боев, где высокое мастерство, внезапность, отвага Ситковского решали победу, было немало.
«Но легких побед не было,—рассказывает он.—Особенно трудными были бои с вражескими бомбардировщиками «Хейн-кель-111». Этот самолет имел от 7 до 11 огневых точек: мог стрелять вперед, вверх, в сторону, вниз и назад. Нужно было сообразить, с какой стороны подойти к этой воздушной крепости, чтобы самому не попасть под пули и снаряды.
Запомнился бой 3 октября. Станция наведения сообщила, что к расположению наших наступающих на врага войск идут три большие группы бомбардировщиков «Хейнкель-111». Наша задача была не допустить их к цели.
У нас к этому времени были на вооружении уже более мощные, хорошо приспособленные для боевых полетов самолеты «ЯК-9», позволяющие доводить скорость до 650 километров в час, с двумя пулеметами и 37-миллиметровой пушкой.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.