Ставя перед собой задачу системного осмысления и сравнительного рассмотрения зональных процессов в дагестанской литературной общности, невозможно и немыслимо обойти вниманием не только духовные истоки этой системы, но и ее связи с собственными 'историко-культурными традициями, с социально-духовной жизнью современного дагестанского общества, а также более
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Таким образом, прослеживая судьбы художественной культуры народов Дагестана, можно установить, что си были присуши как общие закономерности мирового процесса художественного развития, так и специфические черты, обусловленные своеобразием национальной действительности, особенностями культурно-исторического прошлого края. В целом на XIX век приходится становление дагестанского искусства слова как многонациональной литературной системы. Поистине он и стал веком возрождения социально-культурной истории народов Дагестана, художественный прогресс которых обозначен значительными прсц,есса',ми и ключевыми этапами, позволяющими говорить о стадиальных и системных закономерностях этого развития.
Дагестанская литература в своем развитии шла от кастовой и сословной атрибутной принадлежности, от элитарной сущности к общенародной обращенности, к «национальности», сопричастности к судьбам национальной истории; от слепого следования арабовосточ-ным образцам и угрожающей подвлияшюсти теологическим установлениям к национальной самобытности и светскости; от рационалистичности и холодной рассудочности к народной образности и художественности; от мертвой книжности и напыщенной риторичности к натуральной живости и естественной простоте; от романтической мечтательности к земной реалистичности. Литературная система дагестанской зональной общности в своем типологическом единстве знала ярко выраженные просветительские черты, восходящие к рационалистическим традициям; цельное романтическое направление, наиболее рельефно и красочно представлявшее лшературный век; реализм в его критических тенденциях как знамение вступления искусства в эпоху новен-iiiiix i;!r;OL'Ba;i;ifi художественного прогресса.
Все народы многонациональной Страны гор выдвинули из своей среды целую плеяду ярких художественных индивидуальностей, составивших гордость всей дагестанской культуры. Созвездие талантов, появившихся на небосклоне дагестанской поэзии,—просветители Етим Эмин и Али-Гаджи из Инхо, романтики Омарла Батырай и Махмуд из Кахаб-Росо, реалисты Ирчи Казак, Суленман Стальскин, Гамзат Цадаса и многие другие показали меру художественных возможностей своих народов, возвели поэзию в дело национального достоинства дагестанских народов. Лучшие образцы эпической, лирической и сатирической поэзии дореволюционного Дагестана стали достоянием всесоюзной литературы. Дагестанские песни о героическом подвиге и человеческой любви как непреходящие эстетические ценности .человечества вошли в золотой фонд всемирной художественной культуры. Отличаясь художественным богатством и многообразием, литературное наследие народов Дагестана доставляет истинное эстетическое наслаждение нашему современнику и продолжает служить неисчерпаемым источником обогащения и развития новаторских традиций современного многообразного искусства слова народов Дагестана, искусства со-цнуллогического реализма.
С вершин сегодняшнего дня мы вновь и вновь оглядываемся назад, в прошлое. Без оглядки назад невозможно понять и по достоинству оценить нынешний наш час. Ленинское положение о необходимости современнику освоить положительный опыт, накопленный человечеством на протяжении всего исторического развития, лежит в методологической основе и науки и истории художественной культуры народов. Дна.. ктика этой преемственности эпох и поколений раскрыта в идеях К. Маркса. «Ни в одной области.—указыва,, он,— не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования»234. Но это отрицание В. II. Ленин понимал «как момент связи, как момент р;13?!1гня. с удержанном положительного...»235.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.