Многообразие литературной жизни, сложность ее обусловленности социальной действительностью с неизбежностью вызывают на арену различные пути изучения литературы в рамках марксистско-ленинской методологии. Одним из наиболее плодотворных путей из этого многообразия, безусловно, является системный и структурный подход к анализу литературных явлений, подход, который порой неоправданно относят к новейшему исследовательскому руслу. «То, что может быть названо марксистским системным подходом,— указывает М. Б Храпченко,—представляет собой не новый метод, а конкретизацию и дальнейшее развитие принципов, разработанных основоположниками марксизма-ленинизма, конкретизацию и развитие, которые учитывают новые процессы и проблемы современной -социальной действительности» 5Э.
Советской литературоведческой школой накоплен orширокими региональными соседствами. Типологическая характеристика зональной художественной системы нерасторжима с историческим контекстом функционирования зональной 'и каждой национальной систем литературы. Речь идет о принципе историзма, требующего прочтения изучаемого явления в историческом и социальном разрезе, принципе, верность которому только и способна гарантировать объективность научного исследования. «Вне познания жизненных, социальных истоков литературного творчества,— писал М. Б. Храпченко,—невозможно глубоко понять ни отдельные художественные произведения, ни писателя, ни литературный процесс в целом». Раскрывая связи художественного творчества «с жизнью определенной эпохи или разных исторических периодов, историко-генетическое изучение показывает движение литературы, смену одних литературных явлений другими, их взаимодействия и внутренние противоречия, идейную, эстетическую борьбу и историческую преемственность литературного развития»57. Можно сослаться, наконец, на Д. С. Лихачева: «...История как социально-политический и культурный процесс—вот та цель и то обоснование всех догадок и гипотез, до которых должен добираться исследователь»58. Поистине теория есть осознанная история (Н. Г. Чернышевский).
Как известно, согласно марксистско-ленинской концепции, основу духовной жизни общества следует видеть в исторических условиях жизни народа. Чрезвычайно важно и необходимо опираться на достижения совет^ ского обществознания, которое за последние десятилетия, благодаря реализации важнейших идеологических установок партии, успешно преодолевает компаративистские теории постороннего влияния как преобладающего фактора развития национальных культур. Вместе с тем не менее важное значение должно быть придано преодолению изоляционистских тенденций в оценке литературного наследия того или иного народа. Еще Д. Е. Бертельс предупреждал: «Всякая попытка изучать литературу какой-нибудь изолированной территории отдельно совершенно неизбежно приводит к невозможности правильного понимания, вызывает создание абстрактных концепций, не отражающих истинного хода развития»59.
Национальные культуры народов Дагестана и в целом дагестанская художественная литература нами исследуются в синхронном контексте процессов ближайшего окружения и сопоставимых общностей, в соответствующем историко-культурном комплексе, на фоне исторической типологии более крупного регионального и, в меру возможности, мирового литературного процесса. Памятуя, что на литературной карте мира наблюдается множество синхронных процессов, исключительный интерес для литературоведения представляет выявление «общности между явлениями однотипными, но разного национального происхождения»60.
При рассмотрении национальных литератур по исто-рнко-хронологической вертикали непременным условием типологического исследования литературного процесса является всесторонний учет широкой идейно-эстетической общности ее по горизонтали современного состояния. Сверяя научные предположения и оценки критериями ленинской теории двух культур в каждой национальной культуре, мы исходим из того, что любая национальная художественная система едина в своем реальном бытовании и движении, но это далеко не монолит единого потока — ни по своим 'идеологическим концепциям, ни по художественной структуре. Нужно обладать тем идеолого-методологическим типом сознания, «историко-эстетические параметры которого обеспечивают столь же творческое, сколь и критическое отношение к культурному прошлому человечества»61.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.