Аварское серебряное дело. Искусство художественной обработки серебра

Страницы работы

Фрагмент текста работы

АВАРСКОЕ   СЕРЕБРЯНОЕ   ДЕЛО

'"Искусство художественной обработки серебра получило широкое и многообразное развитие и в аварских районах на северо-западе Дагестана. Мастера серебряного дела и особенно мастера черни и накладной филиграни,  занимавшиеся своим., ремеслом лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время, были почти в каждом селении. Работали аварские ювелиры преимущественно на заказ и лишь в незначительной степени на рынок Аварское серебряное дело не получило столь ярко выраженного промыслового  характера, как у лакцев и даргинцев. Тем не менее в целом ряде селений и районов Аварии на протяжении ряда столетий складывались весьма самобытные художественные традиции в украшении оружия и особенно в ювелирном деле. Если  в Кубачах и Кази-Кумухе основу серебряного дела составляло украшение оружия, то у аварских мастеров основным было собственно ювелирное дело. Т1ричем в каждом районе серебряные изделия и особенно женские украшения имели свои характерные глубоко традиционные формы, а иногда и различные приемы изготовления и отделки изделий.

Центрами производства серебряных изделий в Аварии были аулы Согратль, Ругуджа, Чох, Гамсутль, Гоцатль, Тиндал, Унцукуль и некоторые другие. В XIX веке все эти селения были крупными очагами местной художественной культуры, а в некоторых из них начали складываться /промыслы. Мастера-серебряники сбывали свои изделия за пределами района и даже Дагестанской области, занимаясь характерным для большинства ремесленников горских промыслов XIX века отходничеством в крупные торговые и культурные центры Закавказья и Северного Кавказа;}Так же как и в ауле Кубачи, ^серебряное дело у аварцев подразделяется на искусство украшения оружия и собственно ювелирное дело.) Обе эти отрасли уходят своими традициями в далекое прошлое. Оружие, изготовленное аварскими мастерами, как правило, украшалось значительно более сдержанно и более скромными средствами.

Наиболее ранними образцами аварского оружия можно считать два кинжала Оружейной палаты Московского Кремля, относящиеся к XVI—XVII векам) Рукоятки кинжалов роговые, без всяких украшений. Ножны украшены простыми тисненными по коже узорами в виде рогообразных и простых растительных завитков. Мягкие контуры тисненых узоров перекликаются с традиционными узорами аварских лепных рельефов на каминах (см. рис. И), а крупные орнаментальные мотивы близки рогообразным узорам аварских валяных войлоков. Близость к наиболее архаичным видам декоративного искусства аварцев позволяет считать эти кинжалы ранними образцами именно аварского холодного оружия.

В убранстве аварского оружия XIX века еще сохранилась функциональная оправданность и целесообразность украшения предмета. Серебряные пластинки с черневыми и чеканными узорами обычно располагаются в тех местах, где мастеру необходимо было придать большую прочность изделию:

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История ДПИ
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
36 Kb
Скачали:
0