О селении Читтур. История возникновения и развития, страница 2


Впоследствии,   по   мере   разрастания   (увеличения численности) членов родов (тухумов), из отдельных из них выделялись в самостоятельные роды (тухумы) часть членов рода

(тухума).

Так, например, из рода (тухума) "Амир-Аьлихъул" выделился в самостоятельный род (тухум) "Мах1амадахъул" (Ильясовы). Роду (тухуму) дали имя "родоначальника" "Мах1амада" (старший). Из рода (тухума) "Умур-Къушихъул" выделился род (тухум) "Иттахъул" и т.д.

Все жители села безусловно являлись членами того или иного рода и все они ревностно оберегали родственные отношения между собой, даже вопросы бракосочетания решались только внутри своих  родов (тухумов), т.е. жили по принципу "своя рубашка ближе к телу". Члены родов, все семьи, которые входили в тот или иной род, во всем помогали друг другу и поддерживали друг друга.

Во главе села до революции стоял юзбаши. Он руководил всеми вопросами общественной жизни села, следил за соблюдением законов, обычаев и традиций жителями села, сбором налогов и т.д.

Первым юзбаши на селе, которого помнят сторожилы, был Рамазан из рода (тухума) "База-Сулейманхъул". По имеющимся сведениям Рамазан был умным и мудрым человеком, с зычным и громким голосом. Его все уважали и боялись.

В селе Читтур существовало место сбора мужчин   в свободное время обмениваться между собой ("годекан") - ккурч1а.

Рассказывают, что когда на годекане появлялся Рамазан, то все сидящие разом вставали и не садились до тех пор пока не сядет он и не предложит им сесть. На годекане мужчины решали многие важные вопросы жизни села. (Читтурский "знаменитый" годекан сохранился до наших дней, там и сейчас собираются наши мужчины).

После Рамазана на должность юзбаши был назначен (или избран) тоже Рамазан из рода "Умур-Къушихъал", он же являлся и "моллой" села.

Последним юзбаши был как указано выше, Абдурахман из рода "Аьрччамяммахъал". После революции эта должность была


ликвидирована.

Главными занятиями жителей села были скотоводство, земледелие, полеводство.

Пахотные земли и часть пастбищных угодий были частными, покупались и продавались. Более крупные пастбища принадлежали Кази-Кумухским ханам и передавались сельчанам в виде "аренды" т.е. за пользование ими ханам платили натурой или деньгами (как договаривались). В Читтуре скотоводством, особенно овцеводством, занимались Аьбидхъул, Харусхъул и Мяммахъул. Их считали "барановодами" села. Пастбища их находились в местечке "Ттухъахалу" вплоть до границы нынешнего Чародинского района и местечке "Ганчаравалу" (территория между селами "Бурши" и "Чаравали". По рассказам сторожилов. "баранаводы" время от времени резали овец и мясо раздавали населению, особенно бедным, малоимущим жителям села.

Занимались и полеводством. Наши предки сеяли пшеницу, рожь, черный горох (хъюру), сажали картошку. Бахчевыми культурами читтуринцы не занимались из-за природных условий. Почти все сельчане имели в небольшом количестве овец и коз. Крупный рогатый скот также был у нашего населения.

Посколько земли и пастбищ всем не хватало, а другого источника дохода на селе не было, отдельные наши сельчане на заработки уезжали в другие регионы (отходничество).

Наши сельчане - Алиев Магомедгаджи и Батыров Шихамир работали в городе Ашхабаде сапожниками. Они имели сапожную мастерскую, были хорошими мастерами своего дела и пользовались большим уважением у местных жителей.

Магомедгаджи и Шихамир в городе Ашхабаде подготовили, целую плеяду сапожников-читтуринцев, таких как Абусупиян Камилов, Исуп Исупов, Шахрамазан Мирзаев, Омари Батыров, которые впоследствии работали там же сапожниками.

В городе Ашхабаде учился,  работал и жил с братом Шагабутин Батыров. В этом же городе сапожниками работали известные мастера-сапожники братья Ибрагимовы Хасмагомед и Кьасин.

В сел. Урусмартане ЧИ АССР имели свои мастерские и