Обстоятельства, однако, не способствовали учебе. В стране началась инфляция, отец был уже не в состоянии оказывать сыну материальную поддержку, и с лета 1917 года для Готфрида Гасанова начинается полоса лишений и невзгод. На протяжении 1917 -—1919 годов он работает в Отделе народного образования Губернского комитета общественных организаций в Москве, затем в Армянском отделе народного комиссариата национальностей, позднее в секции инспекции труда в Наркомтруде. Это была «трудная, голодная и холодная жизнь». Ясно, что в таких условиях учеба в студии Шора не приносила большой Пользы. Университетские лекции Гасанов не посещал вовсе. В конце концов он тяжело заболел и вынужден был уехать из Москвы. В надежде найти более благоприятные возможности для занятий он приехал в ^Саратов и стал студентом консерватории. К этому времени (1918 год) относятся первые завершенные Сочинения будущего композитора: «Прелюдия» и ^Колыбельная» для фортепиано. В классе А. Дроздова Готфрид подготовил программу из произведений Баха (прелюдия и фуга домажор из первого тома «Хорошо темперированного клавира»), Бетховена (соната .№ 5), Скрябина (этюд .№ 5) и Дебюсси (менуэт из «Бергамасской сюиты»). Гасанов был доволен занятиями с новым педагогом («это был прекрасный пианист, сдержанный человек, хороший педагог и композитор»), но вскоре он вновь возвращается в Москву и поступает на командно-артиллерийские курсы. Этот шаг был естественным следствием идейного возмужания молодого человека, проявлением его окрепшего политического самосознания. Здесь уместно напомнить и о давних демократических традициях рода Гасановых, и о прогрессивных взглядах и устремлениях отца композитора, горячо приветствовавшего революцию и активно участвовавшего в деятельности органов новой власти в Дагестане, и, наконец, о знакомстве Готфрида в юношеские годы с марксизмом в нелегальном гимназическом кружке и выпуске «подпольного» рукописного журнала. Логическим продолжением этой линии и стало решение принять непосредственное участие в борьбе за победу нового социального строя. В 1919 году слушатель командно-артиллерийских курсов Готфрид Гасанов вступил в ряды ВКП(б).
После окончания курсов Гасанов был послан на Туркестанский фронт, но по прибытии в Самару командование направило его (очевидно, как военного специалиста из горских национальностей) на формирование 2-го конно-горного дивизиона. Летом 1920 года Гасанов был зачислен помощником командира отдельной Дагестанской батареи. Дагестан совсем незадолго до этого был освобожден от деникинцев, однако в горах еще продолжалась борьба с остатками контрреволюционных банд. В октябре 1920 года батарея в составе полка, руководимого видным дагестанским революционером Сафаром Дударовым, была направлена под Араканы для подавления мятежа лжеимама Гоцинского.
Годы революции и гражданской войны были для Готфрида Гасанова годами суровой жизненной школы. Учеба на курсах, служба в Красной Армии и участие в боях против контрреволюционных банд — все это закалило его характер, способствовало развитию и углублению мировоззрения. На всю жизнь запомнилась ему встреча слушателей командно-артиллерийских курсов с В. И. Лениным, разъяснявшим в еврей речи политику партии и государствам
После окончания гражданской войны Гасанов обратился к председателю Ревкома Дагестана Д. Коркмасову с просьбой о демобилизации для продолжения музыкального образования. Любимое искусство он не оставлял и во время пребывания в армии: еще в пору своего курсантства он участвует в трио, в котором партии скрипки и виолончели исполняли его сослуживцы, после перевода в Буйнакск выступает перед красноармейцами как солист и аккомпаниатор, играет произведения Шопена, Скрябина, Метнера. В мирной обстановке мечты о консерватории возродились с новой силой.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.