В это время в Дербентском реальном училище сложился небольшой кружок любителей музыки, в который, кроме Гасанова, входили Соломон Усышкин, Анаида Шахиджанова, Митя (Дмитрий Акиндинович) Капаницын — впоследствии известный дагестанский художник-график — и другие учащиеся. «Собственно, это был не кружок, а содружество, в котором большую организаторскую роль играл Соломон Усышкин, юноша с разносторонними интересами, всегда активный». Усышкин стал близким другом Гасанова, их дружба продолжалась до конца дней композитора. Встречаясь, они исполняли четырехручные транскрипции бетховенских симфоний, увертюру Мендельсона «Фингалова пещера», музыку Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт», Испанские танцы Мошковского.
«Большую роль в нашей жизни сыграл подаренный мне отцом патефон, к которому я купил много хороших пластинок. Их мы регулярно и часто слушали поэтичными летними вечерами. Среди них: скрипичные концерты Мендельсона и Бетховена (с захватывавшим нас Адажио), Пятая симфония Бетховена, Шестая симфония Чайковского (особенно Скерцо), Гавот Глюка-Сен-Санса, Шестая рапсодия Листа, и так далее... Никогда впоследствии у меня не было такого яркого и радостного, иногда щемящего впечатления от музыки, как в те года», — рассказывает Гасанов.
Для духовного развития будущего музыканта в детские и юношеские годы имели значение поездки в Нальчик, Владикавказ (ныне Орджоникидзе), Большие Ижоры под Ораниенбаумом, Карасе (ныне Иноземцево) под Пятигорском, где семья Гасановых про водила в разные годы летний отдых, и жизнь в городе Калиш (ныне — ПНР), где некоторое время служил Али Гасанов. Эти поездки расширяли кругозор, давали более полное и разнообразное представление о мире. В памяти композитора ярко запечатлелось лето, которое он провел с учителем немецкого языка И. И. Курриком в дачном местечке близ эстонского города Дерпт (Юрьев). Юноша из Дагестана впервые увидел небольшой университетский городок западноевропейского типа, познакомился с домашним укладом живущих здесь людей, с их культурой. В семье И. И. Куррика любили музыку. Здесь часто звучали произведения композиторов-классиков, которые Иоганн Иоганнович играл вместе со своей сестрой в четыре руки. В музицировании нередко принимал участие и Гасанов. В доме, где протекал их летний отдых, была также фисгармония, звучание которой очень привлекало Готфрида.
В отроческие годы у Гасанова пробуждается стремление к самостоятельному музыкальному творчеству, выражавшееся первоначально в форме импровизаций. «Я любил импровизировать, — говорит композитор, - импровизировал в одиночестве, особенно весной, в ранних сумерках, когда камни на мостовой казались фиолетовыми, в окно проникал одуряющий аромат белой акации, жизнь и мир казались сотканными из нежной поэзии, радости и светлого будущего. Мои импровизации носили лирический характер, я вкладывал в них поэтические настроения, владевшие мною в пору юности». Тяга к импровизации усилилась во время пребывания в Эстонии, где будущий композитор часами просиживал за фисгармонией. Тогда же впервые проявляется у юноши характерное композиторское мышление, внутренний слух: «в голове звучал симфонический оркестр, прогулочный шаг совпадал с ритмом звучащей симфонии. Возникавшая при этом музыка была оригинальной, то есть ниоткуда не заимствованной, и в то же время, конечно, перепевала то лучшее, что я слышал...»
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.