использовании в период избирательных кампаний так называемого «административного ресурса». Административный ресурс - это специфический способ государственного управления, являющийся разновидностью нарушения конституционного принципа равноправия путем предоставления не предусмотренных законом преимуществ для одних субъектов и (или) ограничений для других. В рамках избирательного процесса «административный ресурс» подразумевает довольно широкий набор легальных, полулегальных и явно незаконных методов, применяемых на всех стадиях избирательной кампании.
Действие "административных технологий" начинается уже на стадии разработки регионального электорального законодательства. Местная власть пытается заложить в нормативные акты условия, изначально создающие преимущества для ее ставленников. Простой пример - запрещение в ряде субъектов РФ баллотироваться на пост губернатора кандидатам, не проживающим там. С принятием в 1999 г. новой редакции федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав ... " региональные власти потеряли значительную часть своих возможностей на этом поле, хотя и не лишились их полностью.
На организационном этапе избирательной кампании одним из "козырных" ходов является установление удобных для властей сроков выборов. Если раньше они старались оттянуть момент переизбрания, то теперь широко распространены досрочные выборы. При их проведении представители действующей власти имеют заметное преимущество перед остальными кандидатами, связанное главным образом с сокращением временных рамок кампании. Соперникам действующего руководителя приходится в сжатые сроки оценивать свои возможности и принимать решение о вступлении в состязание, при этом у претендента, как правило, не хватает времени для формирования эффективной команды, выработки оптимальной стратегии, мобилизации финансовых ресурсов, "раскрутки" в СМИ, а иногда даже для сбора подписей. Не случайно все губернаторы, совместившие в марте 2000 г. свое переизбрание с президентскими выборами, добились убедительной победы.
Один из существенных компонентов административного ресурса - подбор лояльного состава избирательных комиссий всех уровней. Значительная часть действий, определяющих содержание административного ресурса, находится на грани или за гранью закона. В данной связи для местных властей жизненно важно, чтобы в избиркомах закрывали глаза на эти действия либо давали им "нужное" толкование. Нынешнее законодательство предусматривает присутствие в комиссиях наблюдателей от избирательных объединений, но из-за неразвитости региональных партийных структур реально обеспечить это представительство в полутора-двух тысячах избиркомов каждого субъекта РФ не удается. Поэтому участковые и некоторые территориальные комиссии фактически комплектуются местными администрациями.
Необходимое условие демократических выборов - их состязательность, ибо в противном случае они становятся пустой формальностью. Но еще до начала кампании, а также в период сбора подписей власти ведут скрытую работу с наиболее опасными конкурентами, пытаясь вынудить их отказаться от борьбы. Набор методов при этом довольно широк: от назначения на руководящие должности, обещания поддержки на других выборах, материальной компенсации, предоставления льгот в бизнесе до противодействия бизнесу, давления на родственников и по месту работы, шантажа, угроз
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.