Факторы интеллектуальной эмиграции. Различие в уровне заработной платы

Страницы работы

Содержание работы

Факторы интеллектуальной эмиграции

Проблема интеллектуальной миграции является одной из наиболее актуальных для мирового сообщества, так как в современных условиях процессы перемещения трудовых ресурсов приняли глобальные масштабы, и большинство государств проводят целевые программы по привлечению «умов». Однако для многих стран необходимо проведение политики по сокращению эмиграции, то есть выезда специалистов, а для этого, прежде всего, важно понять, что заставляет ученых покинуть родину.

Перемещение работников высокой квалификации обусловлено многими факторами, как субъективными, так и объективными. Наиболее целесообразно разделить их на экономические и социально-политические.

Экономические

1. Различие в уровне заработной платы. Общеизвестно, что избыточное предложение труда ведет к низкому уровню заработной платы, недостаточное - к более высокому ее уровню. В результате дифференциации происходит переток трудовых ресурсов из стран с низким уровнем заработной платы в страны с высоким уровнем. Таким образом, миграционные перемещения трудовых ресурсов способствуют выравниванию уровней оплаты труда, стабилизации мирового рынка труда и росту экономической безопасности работников. И в первую очередь это относится  к миграции высококвалифицированных кадров.

Действительно, ученые и специалисты покидают свои страны в пользу других, если находят там более выгодное вознаграждение. Объективный анализ «выталкивающих факторов» указывает на материальное неблагополучие российских ученых на родине как на одну из важнейших причин отъезда.[1]

2. Различные уровни безработицы.  В современных условиях развития мировой экономики и научно-технического прогресса наиболее востребованными становятся программисты, физики, химики, математики, генетики, поэтому большинство стран ощущают острую нехватку подобных кадров. Заполняют «экономические ниши» работники-эмигранты, которые в своей стране не находят применения. С другой стороны, ученые в области гуманитарных наук также очень часто  уезжают за рубеж, так как там они востребованы. Например, в России сложилась следующая ситуация: отечественные вузы готовят специалистов - юристов, бухгалтеров, экономистов, политологов - в количестве, значительно превышающем необходимое. В результате, кадры не востребованы, следовательно, единственно возможный выход - выезд за границу и поиск там  достойных мест работы, либо вообще смена квалификации и работа  в других сферах деятельности (бизнес, торговля).

3. Экономический кризис. Этот фактор является объединяющим два предыдущие. Общее экономическое неблагополучие страны особенно остро отражается на населении, занятом в бюджетной сфере. Поэтому специалисты из государств, находящихся в экономическом упадке, уезжают чаще всего.

Девяностые годы прошлого века для России и научного сообщества стали роковыми. Экономические реформы, проводимые по методу «шоковой терапии», усугубили и без того плачевное состояние отечественной экономики. Инфляция, дефицит бюджета привели к тому, что научные разработки не финансировались, а труд ученых, как и многих «бюджетников», попросту не оплачивался.

Даже современное видимое улучшение экономической обстановки в государстве никак не повлияло на ситуацию в НИОКР. По-прежнему, ученые получают нищенскую заработную плату, проводят исследования на устаревшем оборудовании.

Социально-политические.

1. Политическая нестабильность, преследования. Причинами  массового перемещения высококвалифицированных кадров могут стать смена политического режима, путчи, революция, гражданская война. Ученые и специалисты покидают родину и едут в страны, где больше гражданских прав и демократических свобод. В мировой и российской истории существует  множество примеров, подтверждающих вышесказанное.

2.  Идеологические причины. Данный фактор взаимосвязан с политической обстановкой. Специалисты уезжают  за рубеж, если не согласны с идеологией, господствующей в обществе.

Например, как уже отмечалось выше, после октябрьской революции отток ученых объяснялся  тем, что они не принимали установившийся порядок, в основе содержавший марксистскую идеологию как средство поддержания коммунистического режима.

Напротив, после распада СССР большинство выехавших утверждали, что покинули страну, которая потеряла свою идеологическую основу.

3. Расовая, религиозная и национальная дискриминация.

Многие ученые с мировым именем были в свое время подвержены жестокой дискриминации. Так, из СССР интеллектуальная миграция в значительной степени была представлена лицами еврейской и немецкой национальности, которые из-за этнической принадлежности не имели возможности для творчества и саморазвития.

4. Военные обстоятельства. Открытые вооруженные столкновения вынуждают население государства, вовлеченного в конфликт, покидать родину в целях самосохранения. Естественно, ученые и специалисты эвакуируются из страны для возобновления нормальной жизни и возвращения к любимой работе. А мировые войны коренным образом изменяют характер миграционных процессов.

5. Падение общественного престижа научной деятельности и социального статуса ученого. Причиной выезда специалистов за рубеж в немалой степени является и существенное снижение социального статуса научных работников и науки в стране вообще. На этот процесс огромное влияние оказала позиция государства, властных структур, которые не сумели сформировать положительный имидж науки и ученых в массовом сознании. И как следствие - уменьшение тяги молодежи к овладению науками.

Падение общественного престижа научной деятельности и социального статуса ученого сами ученые считают серьезным препятствием для привлечения молодежи в науку. В большинстве своем молодежь ориентируется на те профессии, которые быстро обеспечивают высокий уровень доходов и социальный статус в обществе. В то же время значительно снижается спрос на профессии, связанные с научной деятельностью. Молодые люди, получившие хорошее образование и находящиеся в начале научной карьеры, имеют высокий уровень жизненных притязаний. Они не видят шансов для достижения личного благополучия в своей стране, безболезненно и быстро преодолевают социокультурные преграды, адаптируются к чужой культурной среде. Единственный способ реализовать свои жизненные цели молодежь видит в эмиграции.[2]

Мигранты, уезжающие из страны, получают статус беженцев, который дает большие экономические льготы, а также право первоочередного получения гражданства страны въезда.

6. Информационные факторы.

Расширение международной системы информации дает возможность осознать широкие социально-экономические возможности других стран. Так, Интернет позволяет многим специалистам получить сведения о программах поддержки ученых, проводимых международными фондами.

Таким образом, для сокращения масштабов эмиграции из страны важно, чтобы в государстве сложилась стабильная социально-экономическая и политическая обстановка. Также необходимо создать положительный имидж научного работника для существенного повышения его статуса в глазах молодежи. Это позволит сократить темпы эмиграции из государства.



[1] Егерев С. Диалоги с диаспорой // Отечественные записки. - 2002. - №7. - С.43.

[2] Наумова Т.В. «Утечка умов» из российской науки // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - №5. Режим доступа: //http://www.polit.ru

Похожие материалы

Информация о работе