Основы программирования на языке Visual Basic, страница 2

Общие рекомендации

Решение экономических задач средствами визуальных языков программирования (Visual Basic, Visual C, Visual Java и др.), как правило, состоит из следующих этапов:

1)  постановка задачи;

2)  построение экономико-математической модели;

3)  построение алгоритма;

4)  разработка структуры данных;

5)  разработка интерфейса программы с пользователем;

6)  составление кода программы;

7)  реализация проекта в визуальной среде;

8)  анализ программы;

9)  тестирование;

10)  выполнение программы на компьютере;

11)  анализ полученных результатов.

Линейные алгоритмы, как правило, сводятся к вводу исходных данных, вычислениям по одной или нескольким формулам и выводу полученных результатов, не требуя отдельного запоминания промежуточных результатов (и, следовательно, использования дополнительных переменных). Для решения задач, описываемых такими алгоритмами, достаточно знаний средств построения интерфейса с пользователем.

В коде программы могут встречаться имена элементов управления. Имя образуется из одного или нескольких префиксов и базового имени, т.е. имеет вид:

<Префикс><Базовое имя>

Префикс используется для указания типа объекта, а базовое имя – для его назначения. Например, имя frmКасса может быть присвоено форме с заголовком «Касса», имя lblЦена – для надписи «Цена», имя txtЦена – для текстового поля, в которое будет вводиться значение цены товара, а имя lblрзтСтоимость – для надписи, в которой будет выводиться результат вычисления стоимости товара.

Общепринятые префиксы для имен основных элементов управления представлены в следующей таблице.

Таблица

Общепринятые префиксы

Тип объекта

Назначение

Префикс

Label

Надпись

lbl

TextBox

Текстовое поле

txt

CommandButton

Кнопка

cmd

CheckBox

Флажок

chk

OptionButton

Переключатель

opt

Frame

Группа

fra

ListBox

Список

lst

ComboBox

Поле со списком

cbo

Image

Рисунок

img

PictureBox

Графический фрейм

pic

OLE Container

Объект OLE

ole

Form

Форма

frm

Имя объекта управления не должно превышать 40 символов. Если базовое имя образуется из нескольких слов, то каждое из них можно начинать с прописной буквы или разделять символом подчеркивания. Символ пробела в имени недопустим. Например, для текстового поля можно образовать имя txtОптоваяЦена или txtОптовая_цена.

Имя элемента управления задается в свойстве Name.

При помещении элемента управления на форму по умолчанию его свойству Text присваивается стандартное значение – имя этого элемента (например, значением свойства Text первого текстового поля, помещенного в форму с именем Text1, является «Text1»). Здесь его можно изменить, задав наиболее часто используемое значение (например,"0"), или убрать совсем, если каждый раз вводится новое значение.

Текст создаваемой процедуры вводится, как правило, с клавиатуры. Можно также копировать отдельные фрагменты текста из других процедур. Для этого нужно выделить фрагмент, скопировать его в буфер обмена, а затем вставить в нужном месте. Для выполнения таких операций чаще всего используются следующие комбинации клавиш:

<Shift+ клавиша управления курсором> – выделение фрагмента;

<Ctrl+C> – копирование фрагмента в буфер обмена;

<Ctrl+X> – удаление фрагмента и пересылка его в буфер обмена;

<Ctrl+V> – вставка содержимого буфера обмена в нужном месте кода;

<Ctrl+Y> – удаление в буфер обмена строки, в которой находится курсор;

При вводе имени описанного объекта рекомендуется пользоваться подсказкой. Для этого вводятся первые символы имени, а затем нажимается комбинация клавиш <Ctrl+J>. При этом появляется список имен всех известных в данной форме объектов, начинающихся с введенных символов. Если нужный объект обнаруживается в списке, то достаточно выделить его и нажать клавишу <Tab>, чтобы имя скопировалось в текст процедуры.

Если в списке нужного объекта нет, то это означает, что при вводе начальных символов была допущена ошибка.

Пример проектирования решения линейной задачи

Линейные алгоритмы, как правило, сводятся к вводу исходных данных, вычислениям по одной или нескольким формулам и выводу полученных результатов, не требуя отдельного запоминания промежуточных результатов (и, следовательно, использования дополнительных переменных). Для решения задач, описываемых такими алгоритмами, достаточно знаний средств построения интерфейса с пользователем.

Постановка задачи

Составить программу работы простейшего кассового аппарата, который вычисляет стоимость товара при задании его цены и количества.

Экономико-математическая модель

Стоимость купленного товара определятся по формуле:

Стоимость = Цена * Количество

Алгоритм решения задачи

Алгоритм решения задачи приведен на рис. 2.1.

 


Рис. 2.1. Алгоритм вычисления стоимости товара

Структура данных

При решении задачи используются следующие данные:

Цена – дробное число;

Количество – целое число;

Стоимость – дробное число.

Данные Цена и Количество являются исходными и вводятся с клавиатуры в текстовые поля. Поэтому в программе им присвоим имена txtЦена и txtКоличество соответственно.

Результат «Стоимость» выводится на форму. Он зависит от исходных данных и не может быть произвольно изменен пользователем. Поэтому в программе он представлен надписью с именем lblрзтСтоимость.

Структура данных задачи представлена в следующей таблице.

Таблица

Структура данных