Рабочая учебная программа дисциплины "Законодательная техника"

Страницы работы

15 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по юридическому образованию

______________

«____»_______________2003 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Законодательная техника»

специальности 021100 «Юриспруденция»

государственно-правовой специализации

Новосибирск 2003

Кафедра государственно-правовых наук

Рабочая учебная программа дисциплины «Законодательная техника» государственно-правовой специализации составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения.

Автор: , старший преподаватель

Рецензент: , старший преподаватель

Программа обсуждена и рекомендована к изданию кафедрой, протокол № 6 от 5 июля 2002 г.

1. Организационно-методический раздел

Цель и задачи дисциплины, ее место в системе

высшего профессионального образования

Дисциплина государственно-правовой специализации «Законодательная техника» предназначается для студентов, обучающихся по специальности 021100 - «Юриспруденция».

Дисциплина находится на стыке теории государства и права и конституционного права РФ и является неотъемлемой частью комплекса юридических дисциплин.

Целью изучения предмета является овладение основами правотворчества и правоприменения, формирования у студентов знаний о правилах, способах и методах создания нормативно-правового акта.

В процессе изучения курса студенты получают представление о понятии и значении законодательной техники в правотворческом процессе; анализируют стадии законодательного процесса в РФ, знакомятся с требованиями, предъявляемыми к закону и его основным структурным элементам. Узнают о правилах и способах написания заголовка, преамбулы, статей закона, о способах связи закона с другими нормативно-правовыми актами.

Дисциплина предусматривает анализ студентами структуры и системы российского законодательства, выявление основных тенденций его развития, обсуждение проблем правотворчества в современной России.

Дисциплина предполагает также знакомство студентов с видами и особенностями систематизации российского законодательства, со спецификой практического применения законодательной техники, с проблемой использования информационных технологий в законотворческом процессе.

Освоение программы дисциплины позволит обучающимся не только уяснить правила подготовки качественно совершенных и эффективно действующих законов, но и будет способствовать правильному пониманию смысла законов, содержания правовых норм и верному их применению.

В результате изучения дисциплины «Законодательная техника» студент должен иметь четкое представление о признаках и видах законов в РФ, о требованиях, предъявляемых к структуре, стилю, языку, содержанию закона, о критериях его качества. Обучающийся должен не только знать правила законодательной техники, но и технику составления нормативно-правовых актов.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы

по срокам и формам обучения (час)

2.1. Нормативный срок обучения – 5 лет

Вид занятий

Всего часов

Семестр

VII

Аудиторные занятия

34

34

Лекции

18

18

Семинары

16

16

Самостоятельная работа

34

34

Общая трудоемкость

68

68

Вид итогового контроля

зачет

2.2. Очная форма обучения – 3,5 года

Вид занятий

Всего часов

Семестр

VI

Аудиторные занятия

34

34

Лекции

18

18

Семинары

16

16

Самостоятельная работа

34

34

Общая трудоемкость

68

68

Вид итогового контроля

зачет

2.3. Заочная форма обучения – 6 лет

Вид занятий

Всего часов

Курс

5

Аудиторные занятия

12

12

Лекции

6

6

Семинары

6

6

Самостоятельная работа

56

56

Общая трудоемкость

68

68

Вид итогового контроля

зачет

2.4. Заочная форма обучения – 4 года

Вид занятий

Всего часов

Курс

4

Аудиторные занятия

10

10

Лекции

6

6

Семинары

4

4

Самостоятельная работа

58

58

Контрольная работа

1

1

Общая трудоемкость

68

68

Вид итогового контроля

зачет

2.5. Заочная форма обучения – 4 года – на базе

высшего профессионального образования

Вид занятий

Всего часов

Семестр

6

Аудиторные занятия

12

12

Лекции

6

6

Семинары

6

6

Самостоятельная работа

56

56

Общая трудоемкость

68

68

Вид итогового контроля

зачет

3. Содержание дисциплины «Законодательная техника»

3.1 Темы и краткое содержание

Тема 1. Право и законотворчество.

Понятие законодательной техники

Характеристика нормотворчества в современной России: основные направления и тенденции. Виды и качество правовых актов в РФ и ее субъектах.

Типичные правотворческие ошибки; причины несовершенства правотворческого процесса в РФ, низкого качества законов и иных правовых актов.

Понятие юридической техники. Цель ее применения. Законодательная техника – один из видов юридической техники. Понятие законодательной техники: различные подходы. Законодательная техника в узком и широком смысле. Значение юридической и законодательной техники.

Характеристика современных научных исследований и разработок в области теории и практики законодательной техники. Основные публикации.

Тема 2. Правила законодательной техники

Правила законодательной техники как ее элементы. Виды правил законодательной техники.

·  Правила внешнего оформления нормативно-правового акта. Реквизиты юридического документа, реквизиты закона. Титул правового акта.

Требования, предъявляемые к оформлению поправок к законодательным актам.

·  Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативно-правового акта. Выбор предмета правового регулирования. Использование научных знаний теории государства и права, конституционного права, отраслевых юридических дисциплин. Общие требования, предъявляемые к структуре нормативно-правового акта. Правовая логика как правило законодательной техники.

·  Приемы изложения норм права. Язык закона.

Тема 3. Понятие, признаки и виды закона

Понятие закона. Особое место закона в системе форм права. Основные признаки закона. Установление предмета законодательного регулирования в РФ. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. Вопросы, регулируемые федеральными законами. Вопросы, находящиеся в совместном законодательном ведении РФ и ее субъектов. Вопросы, регулирование которых, осуществляется законами субъектов РФ.

Виды федеральных законов:

·  законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ;

·  федеральные конституционные законы, их особенности;

·  Кодексы РФ, их особенности. Проблема принятия кодексов в субъектах РФ;

·  «основы законодательства», «основы», «основные принципы» как вид законов

Похожие материалы

Информация о работе