,
, , , (2)
где - подъёмная сила буя и вес в воде одной секции яруса; - стрела прогиба хребтины; - длина одной секции яруса.
Затем рассчитывается вторая секция хребтины яруса с начальными данными в точке . Для их определения рассмотрим равновесие буя, рис. 2.
Рис. 2. Силы, действующие на буй |
Из равновесия промежуточного буя (рис. 2) следует:
;
(2)
;
.
Начальные данные в начале второй секции (натяжение , угол атаки , угол крена плоскости потока ) определяются из условий равновесия узла , рис.3.
Рис. 3. Силы, действующие на узел |
Из равновесия узла ( рис.3) следует:
;
(3)
Из (3) находим:
Здесь - характеристики первой секции хребтины в конечной точке ; - характеристики второй секции хребтины в начальной точке ; - проекции на оси земной системы координат натяжения хребтины в начале второй секции.
На первом участке яруса решается следующая краевая задача:
(4)
Здесь - хорда хребтины.
Массы грузов определяются из условий исключения отрыва их от грунта и скольжения их по грунту.
Массы грузов, при которых они не отрываются от грунта , определяются по формуле:
. (5)
Массы грузов, при которых они не скользят по грунту , определяются по формуле:
(6)
Причём выполняются условия:.
Используя программный комплекс [6], выполнено моделирование горизонтального придонного яруса с одним буём посередине каждого участка. Хребтина – капроновый канат диаметром 10 мм с 20 крючками в каждой секции, длина крючкового поводца 0,5 м, расстояние между поводцами 1 м. Результаты моделирования, когда ярус выметается перпендикулярно течению, показаны на рис. 4.
Рис. 4. Проекции хребтины придонного яруса, выметаемого перпендикулярно течению, на плоскости xz и xy: 1 – хребтина; 2 - крючки; 3 – буй
Массы грузов при выметке яруса под прямым углом к течению приведены в табл.1
Таблица 1
Массы грузов для оснастки ярусов выметаемых под прямым углом к течению
V, м/с |
Диаметр буя, м |
, градус |
, кг |
, кг |
0,5 |
0,3 |
90 |
12,5 |
13,4 |
В табл. 2 приводится расчетное значение массы грузов, необходимых для оснастки яруса при его выметке параллельно течению при скоростях течения 0,2 и 0,5 м/с.
Таблица 2
Массы грузов для оснастки ярусов, выметаемых параллельно течению
Скорость течения V, м/с |
Диаметр буя, м |
Mасса груза, исключающая его отрыв от грунта, кг |
Масса груза, исключающая его скольжение по грунту, кг |
0,2 |
0,18 |
1,22 |
1,63 |
0,2 |
0,2 |
2,21 |
2,39 |
0,5 |
0,25 |
6,70 |
9,60 |
Для проверки адекватности разработанных ММ авторами в августе 2008 года были выполнены эксперименты с отрезками ярусов в аэродинамической трубе БАМР (г. Находка), рис. 6. Скорость воздушного потока в трубе измерялась трубкой Пито, давление воздуха - дифференциальными манометрами.
Рис. 6. Схема аэродинамической трубы НБАМР конструкции В.А. Кузика |
Размеры рабочей зоны аэродинамической трубы НБАМР: ширина -2 м; высота – 1,85 м; длина - 2 м. Скорость потока воздуха составляет 18,8 м/с. При плотности воздуха 1,238 кг/м3 и температуре 22°С из равенства чисел Рейнольдса воздуха и воды () следует, что это соответствует скорости воды 1,2 м/с. Натяжения отрезков хребтины и поводцов измерялись механическим динамометром ГМ-1-500 с погрешностью .
Исследовались два типа хребтин ярусов: трехпрядная и четырёхпрядная. Поводцы крепились к хребтине узлами норвежского типа, рис. 7, состоящими из шарнира 3 с вертлюгом 2, массой 12,4 г и двух стопорных колец 4, массой 7,8 г. Общая масса узла составляла 20, 2 г.
Рис. 7. Узел крепления поводца к хребтине норвежского типа: 1 - кольцо для крепления поводца; 2 – вертлюг; 3 – шарнир; 4 – стопорные кольца; 5 – хребтина |
Трехпрядная хребтина (100% Nylon, made in USA), вооруженная тремя поводцами с крючками и наживкой (кусочки сельди) имела следующие характеристики:
Диаметр |
9,6 мм, |
линейная плотность |
0,053 кг/м, |
Длина |
2 м. |
Четырехпрядная хребтина из полиэстера ( производство – Южная Корея) вооруженная двумя поводцами с крючками и наживкой (кусочки сельди) имела следующие характеристики:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.