К вопросу об определении предмета доказывания по делам несовершеннолетних

Страницы работы

Фрагмент текста работы

родителями ведет себя спокойно, но бывают вспышки гнева, которые быстро проходят. По характеру молчаливый, спокойный, замкнутый. В семье есть еще старшая сестра и младший брат.

Из протокола допроса обвиняемого:

«Я решил совершить кражу алюминиевых изделий, потому что мне необходимы были деньги». После продажи краденых бачков - 5 руб. он отдал младшему брату, себе взял 10 руб., а оставшиеся 55 руб. потратил на продукты питания, которые отнес домой и отдал родителям. Родителям сказал, что деньги на продукты сам заработал. Из приговора, вынесенного Фрунзенским районным судом: «Л. признать виновным по ст. 158 ч. 2 п.п. «б». «в». «г» УК РФ и назначить наказание 2 года лишения свободы без штрафа. В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное наказание считать условным, установив испытательный срок 1 год. В соответствии с п. «б» Постановления Государственной Думы «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Л. освободить от наказания»[22].

Выясняя условия учебы или работы подростка, необходимо установить, учился ли он, в какой школе, в каком классе, каковы его успеваемость и поведение, оставался ли он на второй год, в каких классах, какие предметы ему нравятся, с кем дружит, принимает ли участие в общественной жизни, в чем выражается это участие (кружки, спортклубы и т.п.).

Если подросток бросил учебу, следует выяснить причины, в силу которых это случилось, когда это произошло, как реагировали на его уход из школы, какие меры принимались для возвращения подростка в учебное заведение. В случаях исключения несовершеннолетнего из учебного заведения следует проверить, насколько обоснованно была применена эта мера воздействия.

Если несовершеннолетний работает, устанавливается, где он работает, в качестве кого, нравится ли ему его работа, каков его заработок, как ведет себя на работе, как относятся к подростку лица, которым он подчинен, каковы моральные качества этих лиц.

Анализ следственной и судебной практики по делам несовершеннолетних показывает, что в связи с задачей выяснить условия формирования личности подростка в ряде случаев,  все еще допускаются следующие ошибки:

Во-первых, следователь и суд нередко попросту игнорируют необходимость выяснить условия, в которых формировалась личность несовершеннолетнего правонарушителя; во-вторых, зачастую наблюдается неумение или нежелание использовать имеющиеся в материалах дела данные об условиях формирования личности несовершеннолетнего; в-третьих, имеет место некритическое отношение к полученным в этой связи материалам[23].

Одним из важнейших и характернейших элементов предмета доказывания по делам несовершеннолетних является обязательная проверка версии о том, не было ли со стороны взрослых лиц подстрекательства или иной формы вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. Доказывание наличия взрослых подстрекателей, прежде всего, имеет значение для правильного понимания механизма конкретных преступных действий, индивидуализации  ответственности и  меры  наказания несовершеннолетнему. Вместе с тем оно имеет важное значение для определения и осуществления профилактических мер[24].

В качестве соучастников преступления наряду с подстрекателями могут

Похожие материалы

Информация о работе