Конформисты, они же обыватели, в своей массе нейтральны к преступности не из внутренней убежденности, а по внешним причинам. Например, страх перед наказанием, осуждение знакомых, нежелание рисковать и т.п. Про таких говорят «ни богу свечка, ни черту кочерга». История знает немало примеров, когда снятие внешних запретов сразу же приводило к небывалым зверствам «мирных и законопослушных» обывателей. Объектом насилия становились обычно национальные меньшинства, представители иных конфессий, учителя, врачи, а в чрезвычайной ситуации – все подряд. Поэтому раздел криминологии «личность преступника» имеет значение скорее для исследования степени пораженности различных социальных слоев преступностью, чем для поиска отличий между преступником и законопослушным человеком. Так, в учебниках криминологии преступникам приписывают обычно отсутствие социальных интересов (интересует только то, что касается тебя лично), агрессивность, конфликтность, недоверчивость, отсутствие стойких привязанностей к кому-либо. Каждый при желании может найти такие же качества по крайней мере у половины своих вполне законопослушных знакомых.
И, наконец, альтруисты. Эта группа не совершает преступлений по своим внутренним убеждениям. Даже неблагоприятные условия внешней среды не способны сломать их альтруистическую программу. В то же время такие их качества, как излишняя доверчивость, отзывчивость могут сделать их невольными соучастниками преступлений. Например, просьба толкнуть машину, которая не заводиться, в случае угона. Они же являются активными и бескорыстными участниками «красного террора».
Как взаимодействуют между собой социальные и биологические факторы? Основное значение в совершении преступления принадлежит перечисленным наследственным программам поведения. Социальные факторы играют второстепенную роль. В противном случае невозможно объяснить избирательное поведение людей в одинаковых ситуациях. Например, почему при пожаре один спасает людей, другой наблюдает, а третий ворует. Условия воспитания также ничего не объясняют: ни один подросток не пойдет в компанию, где ему плохо и неинтересно. Нередки случаи, когда дети сами уходят из семей, где процветают насилие, ложь, цинизм, и просятся в социальные приюты. Хотя другому образу жизни их никто не учил.
Связь между биологическими и социальными факторами выглядит следующим образом: социальные факторы в раннем детстве выступают в качестве сигналов, которые запускают внутренние биологические программы поведения. Говоря языком программистов, инсталлируют их. Без внешнего сигнала программа сама не запуститься и останется не реализованной. Например, эффект Маугли – ребенок, лишенный общения в детстве, так и останется животным, несмотря на человеческий мозг. Или материнская программа – девушка, которую в детстве игнорировала мать, скорее всего бросит своих детей. Данное явление в биологии называется импринтингом.
Применительно к альтруистической программе поведения примечательно, что сигналом для ее запуска могут выступать не только гуманные отношения в семье, но и прямо противоположное поведение: несправедливость, жестокость. В известном романе Шолохова «Поднятая целина» у Нагульного отрицательное отношение к частнособственнической психологии вызвал вид животного, забежавшего на чужую территорию, которого его родители обварили кипятком. В результате сын богатых родителей стал революционером, что невозможно с точки зрения социологической теории.
Неблагоприятная внешняя среда одинаково действует на популяции животных и коллективы людей. Она выступает сигналом, который запускает механизм сокращения численности популяции. Иначе говоря, самоликвидации, причем «с запасом». В обществе возрастает конфликтность, агрессивность. Популяция сразу делится на тех, кто выживет, и тех, кто обречен на голод и миграцию. Причем первые делают все, чтобы не оставлять шанса последним: скупают запасы продовольствия, спекулируют, отбирают последнее. Обделенные становятся безразличными к собственной гигиене, теряют чувство осторожности и гибнут от инфекционных болезней и в ходе массовых беспорядков.
Помимо импринтинга, существует также явление импрессинга. С помощью импрессинга можно сломать положительную биологическую программу поведения, стереть врожденные нравственные принципы. Например, «дедовщина» в армии, с помощью которой получают идеального убийцу, который действует не рассуждая.
Снизить агрессивность в обществе, а значит, и преступность, могут только мероприятия по повышению автономности каждой личности, снижению ее зависимость от государства и коллектива. Это такие факторы, как собственное жилье, счет в банке, востребованность на рынке труда, возможность обеспечения собственной безопасности.
Список литературы:
1.Правотворов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев. Учебное пособие. – Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002.
2.Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс, 1994
3.Эфраимсон В.П. Генетика этики и эстетики. –СПб.: Талисман, 1995
4.Дольник В. Непослушное дитя биосферы. –М.: Педагогика-Пресс, 1994
5.Криминология. – М.: Юрист, 2002.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.