В практическом (управленческом) аспекте: а) разработка профессиограмм для целей военно-профессиональной ориентации, военно-профессионального образования, военно-профессионального отбора, расстановки, продвижения, аттестации и подготовки военных специалистов, б) совершенствование учебных планов и программ подготовки военных специалистов с целью оптимального соответствия образования практическим потребностям войск, в) совершенствование должностных и организационных структур на основе изучения полного и рационального использования профессиональных возможностей специалистов, с учетом современных требований к их подготовке, г)прогнозирование путей развития профессий, д) классификация профессий.
2. Исторические предпосылки.
n история человечества - история войн,
n для нас (военных профессиологов) представляет интерес военная организация общества,
n изучив и поняв историю развития военной организации сможем понять исторические и психологические предпосылки развития военной профессиологии.
Схема а) Формы комплектования вооруженных сил на ранних этапах исторического развития.
Первобытнообщинный строй:
n участие в вооруженной борьбе - обязанность всех членов племени.
Рабовладельческий строй:
n рабовладельческие милиции и профессиональные армии:
n разделение на рода войск: пехоту и конницу.
n Платон, Аристотель, Плутарх, Геродот,
n обучение и индивидуальная подготовка,
n зарождение военной профессии.
Раннефеодальный строй:
n непрофессиональная форма - народное ополчение,
n дружины князей (Киевская Русь), «Поучения Владимира Мономаха»:
n перечень качеств личности воина,
n бесстрашие в бою,
n рыцари (Западная Европа).
Развитый феодализм:
n феодальное ополчение,
n усложнение способов боевых действий - новые военные специальности - другая военная подготовка,
n конец 15 века наемные армии,
n стрелецкое войско (Иван Грозный 16 век):
n воинские звания (стрелец, десятник, сотник, полковник, воевода),
n полки «нового строя»,
n появление полков, рот,
n централизованное управление войсками,
n боевая подготовка эпизодическая,
n 40 видов военно-трудовых занятий и специальностей,
n Италия Николо Макиавелли:
n отрицание наемничества в пользу национальной армии.
n профессиональная подготовка армии,
n подготовка военачальников,
n специальный отбор,
n появление воинских уставов:
n 20-е годы 15 в Я.Жижка,
n 1575 «Устав сторожевой и станичной службы»,
n «Соборное уложение царя Алексея Михайловича» - 1649 г.:
n отбор по физическим и моральным качествам.
2. Профессионализация воинской деятельности в период перехода от феодализма к капитализму.
n постоянные наемные армии,
n военная профессия - средство существования,
n офицеры - дворяне своих стран,
n Россия - реформа Петра 1:
n рекрутская повинность - регулярная армия,
n однородный национальный состав,
n своевременное и в необходимом количестве пополнение людскими ресурсами,
n высокий уровень обученности,
n дворяне - служба пожизненно - почетно,
n военные учебные заведения (1698 г. артиллерийская и пехотная школы в Москве, морская в Азове, 1701 г. Артиллерийская и инженерная школы, школа математических и навигационных наук и т.д. 5-12 лет 100-300 человек в год),
n необходимость профессионализации объективно определялась развитием воинской деятельности,
n конец 17 - 18 в России создана регулярная профессиональная армия,
n высокая роль военного, Петр 1: «Солдат - имя общее, знаменитое. Имя солдата носит первейший генерал и последний рядовой». - воинский Устав,
n военные теоретики полководцы: Петр 1, фельдмаршал Румянцев П.А., генералиссимус Суворов А.В., в Западной Европе: австрийские фельдмаршалы Монтекуколи и Ласси, прусский король Фридрих 2, маршал Саксонский М.
n А.В. Суворов «Русские прусских всегда били, что ж тут перенять?».
3. Переход ко всеобщей воинской повинности
n 1793 г. Франция - Всеобщая воинская повинность,
n 1794 г. Численность армии 1млн.200тыс. человек,
n Клаузевиц - директор Всеобщего военного училища в Германии - особое внимание подготовка офицерских кадров,
n Отечественная война 1812 г. Показала роль национальных офицерских кадров,
n период создания системы военного образования в России,
n 5 академий, 18 сухопутных корпусов, морской кадетский корпус, Пажеский корпус, 3 юнкерских, 3 военно-морских артиллерийских, 1 инженерное и 2 казачьих училища, школа гвардейских прапорщиков и 5 школ прапорщиков при артиллерийских корпусах, аудиторная школа для подготовки военных юристов.
n военное образование - центр образования страны,
n полковник Асафьев, подполковник Хатов (преподаватели):
n политическое образование военным и военное образование политикам,
n профессор Милютин:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.