Что такое «Иудейские мистерии»? Интерес к иудейской вере у эллинов

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ЧТО ТАКОЕ «ИУДЕЙСКИЕ МИСТЕРИИ»?

1. Есть много свидетельств того, что по крайней мере к началу

I в. н. э. в эллинистическом обществе существовал интерес к иу- дейской вере, а следовательно к иудейским текстам (Матф. 8, 5-10;

Лук. 7, 2-10; Деян. 10, 1-2; Ио. 12, 20-21; Деян. 17, 1-4; Philo Vita

Mos. 2. 41). Между тем, эта информация почти полностью игнори- руется, не получая никакого научного исторического наполнения.

Молчаливый consensus omnium таков: все, что связано с иудеями, – дело рук самих иудеев. При этом многие реалии, которые мы

встречаем в эллинистических иудейских текстах, или не получают никакого толкования или получают самое невероятное. Так, напри- мер, один из исследователей творчества Филона Александрийского написал на основании его трактатов книгу о том, что в эллинисти- ческом иудействе были свои таинства, мистерии. Представление о существовании у иудеев каких-то мистерий так еще и не изжило себя, и историческое объяснение факту обильного использования этой терминологии применительно к Ветхому Завету в окончатель- ном своем виде не найдено. Чтобы его найти, необходимо понять, что переведенный в начале III в. до Р.Х. на греческий язык Ветхий

Завет – Септуагинта – не мог оставаться только в замкнутой среде еврейских общин, но обязательно должен был проникать в куль- турное сознание эллинистического мира, получая при этом ту ин- терпретацию, которую греки способны были дать. Иудеи, вступая в диалог с греками, не придумывали, чтобы быть понятыми, какой-то искусственный, «детский» язык, но пользовались тем, на котором и так заговорили их собеседники по законам своей исконной логики.

2. Иудеи для греков были варвары, такие же как египтяне, ин- дийцы, халдеи (Philo Prob. 73-80), с которыми их нередко отожде- ствляли. Варварам же – египтянам в особенности, но и персам (хал- деям) – мистерии свойственны как обязательное отличительное их свойство (впрочем так же, как и грекам) (Strabo X,3,9–10 = Posid.

Fr. 370 Th.; ср. также Posid. fr. 368 (Dio Prus. 12, 27-37)). Считая ев- реев варварами наряду со всеми прочими, c кем же греки, с далеко- го расстояния, могли соотносить их Бога? Иоанн Лидиец дает свод- ку таких сведений, восходящих к историкам современной и пред- шествующей Филону эпохи, таким как Варрон, Тит Ливий (Ioannes

Lydus, De mens. 4, 53-54), из которой абсолютно ясно следует, что были случаи соотнесения с Дионисом и другими персонажами язы- ческой мифологии, с которыми точно были связаны какие-то таин- ства (Страбон X, III, 10). Тенденция подхода такова, что иудеи, как и все варвары, должны иметь мистерии. Поэтому Варрон (а он жил как минимум поколением раньше Филона) и говорит о евреях как о

«халдеях», а об их религии как о «таинствах»: «у халдеев в таинст- венных обрядах он называется Иао» (par¦ Calda…oij ™n to‹j

mustiko‹j aUtOn lsgesqai 'I.w). (Io. Lyd. 4. 53. 39-40).

Это соотнесение стало таким общим местом, что никто и не думал его разрушать. Наоборот, его стали эксплуатировать. Так, мистериям как правило соответствует какой-нибудь мистериальный текст. Он имеет общее жанровое название hieros logos. Как таковой он выражается прикровенно, не прямо, таинственно, – символиче- ски, а поэтому требует соответственного толкования. Ветхий Завет незамедлительно получил этот эпитет и дал несколько образцов ал- легорического толкования (подробно об этом см. Е. Д. .

Филон Александрийский – комментатор Ветхого Завета // Филон

Александрийский. Толкования Ветхого Завета. Москва, ГЛК, 2000, с. 17-20). Даже христианские авторы (такие как Климент и Ориген) еще используют традиционное представление о связи всех варваров с мистериями как основание для защиты своей практики аллегори

Похожие материалы

Информация о работе