Каббала как феномен культуры. Богатейший совокупный опыт человечества

Страницы работы

Фрагмент текста работы

КАББАЛА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Культура – богатейший совокупный опыт человечества. Выявление ее потенциала – задача сложная и, по сути дела, неисчерпаемая. Можно ли сказать, что история культуры и науки хорошо исследована людьми разных эпох? Нет, разумеется. Обращаясь к давним временам, мы нередко испытываем чувство поразительного изумления. Какая необыкновенная россыпь великих достижений человечества открывается нам! Мир современности сопоставим с дуновением вечности. Мы вглядываемся в пучину истории. Мы вызываем в сознании образ древней прародительницы. Ищем выражение человеческого в наскальных рисунках, в иссохшем пергаменте, в величественной усыпальнице фараона. Мы размышляем о величии человеческого духа.

Книга М.С. Лайтмана «Эволюция познания. Каббала как современная наука» написана известным специалистом, признанным во всем мире. В прошлом году он защитил философскую диссертацию по каббале в Институте философии. Это действительно первая в отечественной литературе обстоятельная работа по древнему учению, которая открывает нам сегодня неожиданные аспекты знания, помогает осмыслить пути современной науки.

Автор называет каббалу современной наукой. Надо ли понимать это как некую метафору? Можно ли встроить древнее знание в современную естественнонаучную картину мира? Такой необходимости нет. Каббала как система выверенных теоретических положений вполне автономна. Ее связь с наукой нынешнего тысячелетия прямая и опосредованная. Прямая, потому что современная наука оживляет многие знания прошлого, которые сегодня она может выразить на языке современной парадигмы. Опосредованная, потому что многие положения каббалы позволяют обогатить современную науку через своеобразный диалог, через духовную перекличку.

Одно из важнейших свойств каббалы – системность ее идей. Мы знаем, что китайцы изобрели компас почти на тысячу лет раньше, чем он появился в Европе. Порох в Китае использовали задолго до открытия его в ХIV веке Бертольдом Шварцем. Китайские многопалубные корабли, как это отмечают многие историки, уже в начале первого тысячелетия нашей эры могли принимать на борт по тысяче и более человек. Такую грузоподъемность в сравнении с первыми европейскими судами можно считать фантастической.

Чего недоставало этим техническим и научным представлениям? Предельной обобщенности, систематичности. Наука – это вовсе не сумма отдельных открытий. Она не складывается путем теоретических приращений. Для ее рождения требуется гигантский взлет человеческого духа, который способен соединить эти озарения в некую целостную всеобщую связь. Наука – это последовательное, универсальное объяснение таинств мира. Мы видим на небе россыпь звезд. Их разделяют немыслимые расстояния. Но нужен истинно человеческий взгляд на свод небес, чтобы углядеть в этом расположении светил некий образ – опрокинутую чашу – и назвать ее Млечным путем.

Так же и в познании мира. Древние перешли от суммы взглядов на Вселенную к общему – пусть и не всегда полному – объяснению мира. Технические конструкты, которые появились в Китае, не были своевременно совмещены. Именно поэтому не китайские  «клыки» и «драконы» начали географическое освоение мира, а именно утлые каравеллы Колумба, Магеллана и Васко де Гамы. Не Китай и не Япония колонизировали Северную Америку, до которой им, кстати, плыть было нисколько не труднее, чем из Европы, а английские, французские, голландские и немецкие эмигранты приступили к освоению пустынного – с европейской точки зрения – континента.

«В исторически короткий период Европа колонизировала не только Северную Америку, где ей противостояли слабые в техническом отношении и разрозненные индейские племена, но и Южную Америку – сокрушив могучую империю инков, – большую часть Африки, Ближний Восток и образовала жизнеспособные поселения даже в далекой Австралии»[1].

Но не получается ли из этих рассуждений, что сила науки в ее практичности, в ее способности преобразовать мир? Книга М. Лайтмана дает на этот вопрос развернутый и неожиданный ответ. Прежде всего, мы можем говорить о вариативности человеческой культуры. Никто не определял заранее ее маршрутов. Люди по-разному продвигались к постижению смысла той цивилизации, которую они строили.

Движется ли история по строго обусловленному маршруту? Верно

Похожие материалы

Информация о работе