несколько измененном виде советуем их использовать в коррекционных целях для расширения объема внимания, формирования устойчивости, сосредоточенности, способности к распределению и переключению внимания. Эти задачи влияют и на повышение темпа психической деятельности. Ими занимаются и при выполнении домашних заданий. Они не требуют большого умственного напряжения, поэтому могут использоваться в качестве передышки между различными видами домашних заданий.
Помните, что от однообразной работы дети устают, нужна смена деятельности, чтобы предупредить пресыщение, им необходимо переключение в работе. Именно с этой целью и предложите ребенку поиграть, использовав приведенные задания, которые являются прекрасным средством развития произвольного внимания, наблюдательности, самоконтроля.
Следует отметить, что в приведенных «корректурных» заданиях (с 1 по 4) количество знаков и сами знаки (предметные изображения, геометрические фигуры, буквы, цифры и т. п.) могут меняться. Количество знаков постепенно будет увеличиваться, а задание видоизменяться, чтобы ребенок всякий раз воспринимал его как новое и не терял интереса к вашим совместным занятиям. Во всех заданиях предусматривается нарастание темпа работы. С этой целью предложите ребенку для самоконтроля песочные часы или введите в заняпи, >лементы соревнования па быстроту и точность работы, призы за безошибочное выполнение и т. д.
Лист с заданием можете заготовить заранее, но лучше,чтоы ребенок под вашу диктовку сам рисовал или писалшаки. Такая работа полезна, потому что требует концентра- внимания при слуховом восприятии материала.
для изучения внимания |
Задание 1. (Разработано Лиепинь. Нами изменено.)
Предлагается бланк с изображением знакомых предметов л нпдов (гриб, мяч, ель), расположенных по 8 в каждом ряду (б 10 рядов). Предметы в ряду расположены произвольно.
Нужно: а) вычеркнуть все грибочки;
б) подчеркнуть все мячики;
в) вычеркнуть все елочки красным карандашом, а мячики — синим;
г) вычеркнуть все мячики и подчеркнуть все елочки.
Задание 2. (Измененный тест Пьерона — Рузера.) Изображены фигуры 3—4 видов (треугольник, круг, квадрат. ромб). Всего 5—10 рядов, по 10 фигур в каждом ряду. Фигуры в ряду расположены произвольно.
Нужно: а) расставить значки, как показано в образце;
б) расставить значки только в квадратах и треугольниках;
в) поставить значки в ромбах и подчеркнуть все квадраты.
В тех случаях, когда вы видите, что ребенку трудно распределить внимание, начинайте с более простых заданий типа: поставит точку во всех треугольниках или поставить черточку в кругах и т. д.
Задание 3. (Измененный тест Бурдона.) Напечатаны 10—20 рядов букв алфавита. В каждом ряду по 20 букв в произвольном порядке
И |
0 |
м |
р |
У |
к |
и |
л |
ф |
о |
А |
Я |
Б |
Н |
В |
Р |
И |
ш |
Т |
Г |
т |
г |
м |
ф |
р |
и |
я |
к |
А |
н |
С |
Т |
Ю |
Р |
Э |
М |
Я |
Е |
Т |
в |
Нужно: а) вычеркнуть все буквы И;
б) вычеркнуть все буквы Ф, Р;
в) вычеркнуть все буквы А и подчеркнуть все буквы ЯЗадание 4. «Кодирование». (Из теста Векслера, с изменениями.)
Напечатаны цифры от 1 до 10 в произвольном порядке. Всего 5—10 рядов по 10 цифр. Дан образец кодирования цифр определенными значками.
1 |
2 |
3 |
Ц |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
) |
V- |
1 |
1_ |
+ |
1 |
— |
О |
Л |
Нужно: а) расставить значки под цифрами, как показано в образце, б) (Рекомендовано Н. Ф. Добрыниным.) Предла-. пни и слова, состоящие только кЭ указанных в образце букв. инок ставит мод ними соответствующую цифру и записан.м г рядом слово нс буквами, а цифрами. Например: МЕТРО —23458
МОСТ — 2894 1 >оразец:
н |
М |
Е |
Т Р А Л О С |
1 |
2 |
3 |
4 5 6 7 8 9 |
Задание 5. (Методика Шульте с изменениями.) Нужно: а) найти и назвать цифры по порядку с 1 по 25. Ребенку поочередно даются таблицы с изображением цифр I по 25 (цифры расположены в беспорядке) черного цвета (рИС 1—5) \ черного и красного цвета (рис. 6, 7). Задания можно проводить в виде игры-соревнования на время;
б) показать и назвать на таблицах сначала все красные цифры по порядку с 1 по 9 (рис. 8а), а затем все черные в обратном порядке — с 9 по 1 (рис. 8а);
в) назвать черные цифры в прямом порядке, а красные в обратном порядке (рис. 86).
Дети, как правило, с удовольствием «играют» с подобными таблицами, особенно когда в занятия вносится элемент соревнования. Чтобы достичь большего эффекта усвоения таб-1ИЦ, нужно их чередовать: сегодня работать с одной таблица и, завтра — с другой и т. д. Подобные игры-упражнения полезны для детей любого школьного возраста.
З а д а н и е 6. (Из атласа Рыбакова.) На таблице (рис. 9) изображены в произвольном порядке кружки и крестики. Всего 6 строк по 12 знаков (число кружков —42, крестиков —30).
Нужно сосчитать последовательно кружки и крестики.
Считать надо следующим образом: «Один кружок, один критик, два кружка, два крестика, четыре кружка, четыре крестика, три крестика, шесть кружков, пять крестиков, семь кружков». Счет начинать с каждой новой строки.
Это задание потребует от ребенка не только распределения внимания, но и удержания в памяти предшествующего количества знаков. Если вашему ребенку сложно фиксировать в и памяти такое количество знаков в строке, то можете предложить. ему таблицу с меньшим количеством знаков. Одна таблица может быть использована в четырех вариантах
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.