Темпоральные переживания в контексте культуры. Существование как определенное во времени

Страницы работы

19 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

парадоксально, но сам процесс секуляризации по-своему стимулировал дальнейшие искания деятелей культуры в сфере темпорального мышления

Правомерность подобного суждения подтверждается и вкладом русских мыслителей и художников в повышение культуры темпоральных переживаний. Заданная одами М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина традиция рефлексирования над темой «время и человек» находит свое плодотворное воплощение во многих текстах последующих хронотопов отечественной культуры. Так, например, в 40-е годы XIX века в «Русских ночах» В.Ф. Одоевский устами одного из своих концептуальных героев утверждал: «Человеку должно знать не одно прошедшее, забывая о настоящем; равным образом ему не должно знать одного будущего, забывая о настоящем» [19]. Несколькими десятилетиями спустя один из видных русских философов Г.Н. Федотов, уже находясь в изгнании, так сформулировал свой «темпоральный завет»: «Живи так, как если бы ты должен умереть сегодня, и одновременно так, как если бы ты был бессмертен; работай так, как будто история никогда не кончится, и в то же время так, как если бы она кончилась сегодня» [20] . И примерно в эту же пору В.Н. Муравьев в своем концептуальном труде «Овладение временем» обращал особое внимание на то, что «личность утверждается в настоящем, опираясь на свои Корни, уходящие глубоко в прошлое, расцветая будущими надеждами» [21]. А на исходе XX столетия поэт-мыслитель Иосиф Бродский в одном из своих эссе писал: «Я всегда был приверженцем мнения, что Бог или, по крайней мере, Его дух, есть время» [22].

Примечательно, что процитированные суждения являют собой не только образцы индивидуально-личностного опыта постижения темпоральной проблематики (от «провиденциальной отмеренности» сроков посюстороннего бытия до «взыскующего» чувства этической ответственности личности перед временем как божественным даром), но также свидетельствуют и о разнообразии смысловых акцентов и нюансов в интерпретации дуальности сакрального и профанного, вечного и бренного в человеческом бытии. В определенном смысле именно такого рода дуальность обусловливает «полисюжетность» темпоральных переживаний личности в границах определенного хронотопа культуры.

Оставляя за скобками данной статьи вопрос о своеобразии аксиологического, гносеологического и онтологического аспектов культуры темпорального мышления (поскольку каждый из них заслуживает специального рассмотрения), правомерно выделить и проакцентировать феномен разнообразия типов постижения двух уровней времени: «сакрально-вечного» и «профанно-бренного» в контексте

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
99 Kb
Скачали:
0