, ,
Методическое пособие, Москва, 1989
В методическом пособия рассматривается круг вопросов, связанных с проблемой обучения ориентировке в пространстве слепых с остаточным зрением. Большое внимание в пособии уделяется вопросам восприятия и представления слабовидящими и частичновидящими окружающего мира, использованию средств коррекции зрения, обучению специальным приемам пользования остаточным зрением при ориентировке на местности, а также психологическим аспектам проблемы,
В пособии приводится примерная программа обучения слепых с остаточным зрением ориентировке в пространстве, даются рекомендация по ее практическому применению. Приводятся приемы определения у реабилитантов уровня сохранных анализаторов, степени готовности к занятиям.
Пособие предназначено для преподавателей и инструкторов по ориентировке и мобильности школ восстановления трудоспособности слепых, школ для слабовидящих детей, преподавателей кружков по ориентировке и мобильности на УПП и в ТПО, для реабилитологов и преподавателей ИПК ВОС, а также оно будет полезно для тех людей, которые потеряли зрение недавно, для их родственников, друзей и знакомых.
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСТАТОЧНОГО ЗРЕНИЯ И ДРУГИХ ФАКТОРОВ В ОРИЕНТИРОВКЕ И МОБИЛЬНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ.. 4
ПРОБЛЕМЫ СЛАБОВИДЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.. 4
СЛАБОВИДЕНИЕ С ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ.. 6
ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЛЕПЫХ С ОСТАТОЧНЫМ ЗРЕНИЕМ... 12
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ОРИЕНТИРОВКЕ.. 15
ОПТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОРИЕНТИРОВКЕ.. 17
РОЛЬ ОСТАТОЧНОГО ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕСТНОСТИ. ВЫБОР ОРИЕНТИРОВ.. 18
РОЛЬ ОСТАТОЧНОГО ЗРЕНИЯ.. 21
В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ОБСТАНОВКИ. ЗНАЧЕНИЕ СОХРАНЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ... 21
РОЛЬ ОСТАТОЧНОГО ЗРЕНИЯ В ВЫПОЛНЕНИИ КОНКРЕТНЫХ ЗАДАЧ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ.. 22
БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЛАБОВИДЕНИЯ.. 22
ОБУЧЕНИЕ СЛЕПЫХ С ОСТАТОЧНЫМ ЗРЕНИЕМ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ.. 23
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ С ОСТАТОЧНЫМ ЗРЕНИЕМ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ.. 24
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБОРУДОВАНИЮ КАБИНЕТА (УГОЛКА) ПО ОРИЕНТИРОВКЕ НА УПП, В ТПО, ШКОЛАХ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ.. 26
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ПРОГРАММЫ... 26
САМООТЧЕТЫ ОБ ОРИЕНТИРОВКЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ПАТОЛОГИИ ОРГАНА ЗРЕНИЯ.. 39
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 41
ЛИТЕРАТУРА.. 51
Одним из условий социальной реабилитации людей, потерявших зрение, является обучение их эффективным приемам ориентировки в малом и большом пространстве. В таком обучении нуждаются не только абсолютно слепые, но и слабовидящие.
Самостоятельная ориентировка слепых с остаточным зрением на рабочем месте, у себя в квартире, на улицах большого города, поселка, в сельской местности снимает чувство неуверенности, страха, помогает общению с окружающими их людьми и реализации своих потенциальных возможностей и интересов. Овладение способами ориентирования в пространстве — важнейшее условие восстановления самостоятельности поведения слепого с остаточным зрением, путь преодоления изолированности в смешанном трудовом коллективе, непременное условие формирования его активной социальной позиции.
Известно, что наибольшие трудности в ориентировке и передвижении в пространстве возникают у абсолютно слепых, поэтому исследования и научно-практические публикации по этим проблемам (работы В. С. Сверлова, В. А. Феоктистовой, пособия А. М. Кондратова, М. Н. Наумова и др.) были рассчитаны именно на эту категорию слепых. Причем в недавнем прошлом во Всероссийском обществе слепых абсолютно слепые составляли значительную часть. На некоторых предприятиях ВОС и в школах для слепых детей число абсолютно слепых превышало число слабовидящих и частичновидящих. В настоящее же время число незрячих с остаточным зрением значительно превышает число абсолютно слепых.
Многие годы бытовало мнение, что если человек обладает остаточным зрением, то проблема ориентировки для него не существует или почти не существует. Это, в известной степени, объясняет и сложившуюся практику обучения незрячих в школах восстановления трудоспособности, в которых обучаются только инвалиды I группы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.