Все выше сказанное позволяет утверждать, в рамках общей концепции причинной детерминации свобода может выступать как высшая форма самодетерминации и самоорганизации материи. Механизм самодетерминации проявляется в избирательной деятельности субъекта в различных альтернативных ситуациях. По неясным причинам некоторые криминологи (А.Н. Костенко) отрицают детерминистическую роль свободы, полагая, что «необходимость - это проявление детерминации поведения бытием человека, а свобода воли - проявление регуляции поведения психическим отражением этого бытия». Из этого
щественной жизни - это не закон малых социальных групп, а личность - это не только организм с его физиологическими закономерностями.
Чем крупнее социальные общности (группы, слои, страты), тем ярче вырисовываются устойчивые закономерности в их поведении. Если в отношении поступка конкретного человека можно говорить как о случайном явлении (об этом будет сказано чуть позже), то на уровне малой социальной группы, а тем более общества в целом четко вырисовываются устойчивые закономерности, носящие статистический характер. Мировой социологической мыслью давно признано, что все общественные явления и процессы имеют статистическую природу.
При этом нельзя забывать и о том, что свойства любого явления определяются не только его внутренней структурой, особенностями составляющих его элементов (нижестоящий уровень), но и взаимодействием данного явления с окружающей социальной средой, принадлежащей к более высшему уровню материи.
Применение положений об уровнях взаимодействия к изучению антиобщественных, противоправных явлений у В.Н. Кудрявцева находит реализацию, в частности в том, что следует, во-первых, различать причины преступности в целом, причины отдельных видов преступлений и причины конкретных актов преступного поведения, во-вторых, причины антиобщественных проявлений на философском, социологическом, психологическом уровнях. По мнению В.Н. Кудрявцева, системное исследование должно выступать как требование (Н.Ф. Кузнецова подтверждая эту мысль, констатирует, что системность - универсальная черта действительности; нет явлений, не имеющих систему блоков-подсистем и элементов). Системный подход «обеспечивает монистическое в целом решение вопроса о причинах различных явлений», в том числе и преступности. С этой целью, он считает возможным выделить среди взаимодействующих факторов «главное», «определяющее звено» и, наконец, саму совокупность воздействий представить как монопричину. Здесь налицо попытка подойти к созданию общей теории причин преступности, хотя, по мнению А.И. Долговой, «не существует какой-то общей, основной, главной причины преступности в конкретных условиях во всем ее разнообразии».
Тем не менее, нельзя не согласится с В.Н. Кудрявцевым в том, что при рассмотрении проблемы причин преступности (а на наш взгляд, и проблему детерминации преступности в широком смысле) на наиболее высоком - философском уровне, можно утверждать, что хотя в различных исторических условиях детерминация преступности не одинакова, но все же ее объяснение имеет нечто общее: в основе детерминации преступности всегда лежат объективные социальные противоречия. Детерминация преступности при этом связывается с социальной, интеллектуальной и моральной неоднородностью общества, которая ведет к противоречиям и даже антагонизмам в интересах людей.
В самом общем виде специфика системного подхода выражается в стремлении построить целостную картину объекта, а не высветить его структуру.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.