Патопсихология
Предмет. патопсихология изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекание психических процессов в норме. Патопсихология изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга.
Задачи:
1. Дифференциальная диагностика.
2. Диагностика при решении вопросов психиатрическое экспертизы: трудовой, судебной, воинской.
3. Психокоррекция (неврозы, алкоголизм) - участие больных в трудовых мастерских.
4. диагностика и прогноз обучаемости и отбор детей в специальные школы.
История. До конца 19 веке психиатры не использовали данные психологии. В 1879г. В. Вундтом в г. Лейпциге была создана экспериментальная лаборатория. Психология приобретает самостоятельность. В конце 19 века при крупных клиниках организуются лаборатории: Э. Крепелин – Германия, Жане – Франция, Бехтерев – Россия (г. Казань), Корсаков – Россия (г. Москва), Сикорский – Россия (г. Киев).
· разрабатываются методы исследования нарушения психики,
· сопоставляют результаты здоровых и больных людей.
В начале 20 века появляется патопсихология. Разработаны методы исследования: они просты и портативны (Бехерев). Разработаны принципы патопсихологического исследования.
1. Исследование комплекса методик.
2. Качественный анализ расстройства психики.
3. Личностный подход.
4. Соотнесение результатов исследования с данными здоровых лиц соответствующего пола, возраста, образования.
Ученик Бехтерева Лазурский - ввел естественный эксперимент.
Архиинтересным является попытка Бехтерева В.М. соотношения развития и распада психики, которая нашла свое решение в работах Выготского, Зейгарника, Братусь, Рубинштейна, Лебединского.
Бехтерев не считал изучение психики душевнобольных ключом к познанию внутреннего мира здоровых. Необходимо сильная подготовка по общей психологии.
экспериментальное патопсихологическое исследование
В экспериментальной патопсихологии используются экспериментально-психологические методы исследования.
Задачи:
1. Получение данных, необходимых для диагностики. Они носят вспомогательных характер, и их ценность состоит в сопоставлении с другими объективными данными.
2. Многократно проведенные исследования позволяют определить эффективность терапии.
3. Экспериментально-психологические исследования позволяют определить характер дефекта, степень выраженности и обратимости (Судебно-психологическая экспертиза и медико-педагогическая консультация).
4. С научной целью. Здесь особую цель играет научная, статистически достоверная.
Типы диагностических задач.
Диагностика – первичная и наиболее общая функции клинических психологов.
Основным принципом клинико-психологического обследования является комплексный (синдромный) характер.
Выделяют следующие виды клинико-психологического обследования:
1. Клинико-нозологическая диагностика – как первый вид психологического диагноза в психиатрической клинике.
2. Топическая психологическая диагностика – нейропсихологический синдромный анализ в клинике локальной патологии мозга.
3. Личностная (типологическая) диагностика групп повышенного риска психосоматических, нейропсихических заболеваний и пограничных расстройств.
4. Функциональная диагностика (в специальных экспериментальных задач, для оценки динамики психического состояния, терапевтического эффекта и т.д.).
5. Диагностика уровня психического и умственного развития детей и подростков при разных вариантов аномального развития.
6. Диагностика в целях психологической коррекции (выявление психологических факторов риска, опора для выбора коррекционных программ, оценка эффективности психологического воздействия).
Особенности патопсихологического эксперимента
Он существенно отличается от других экспериментов.
Патопсихологический эксперимент – это искусственное создание условий, выявляющих те или иные особенности психологической деятельности в ее патологии. Для него характерно вызывание психологических процессов в строго определенных, учитываемых исследованиях и возможность изменения течения этих процессов по заранее намеченному плану. Специфическими «нагрузками» в патологическом эксперименте служат задания, выполнение которых требует актуализации умственных операций, обычно используемых человеком в процессе своей жизнедеятельности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.