обучение ребенка раннего возраста возможно только при его положительном эмоциональном настрое на игру-занятие.
Игры направленные на развитие речевого дыхания.
Игра «Веселый клубок».
Чему учится ребенок: произносить звук [А] на длительном выдохе.
Оснащение: клубок из толстых ниток для вязания, короткая и длинная нитки.
Ход игры: отмотайте у клубка с нитками для вязания длинную нитку (не отрывая от клубка). Попросите ребенка взять ее двумя пальцами (указательным и большим) ведущей руки, провести ими по нитке как можно дальше. Спросите ребенка: «Какая нитка?» (длинная.) Затем предложите таким же образом обследовать короткую ниточку, спросив ребенка о ее длине. Скажите ребенку, что нитка волшебная, и она любит петь. Если мы проведем пальчиками по длинной нитке, то она будет долго петь: «А-А-А-А-А-А», а если по короткой ниточке - песенка будет коротенькой: «А-А». Попросите ребенка спеть сначала песенку вместе с вами. Затем предложите ему спеть самостоятельно, проводя пальчиками по короткой и длинной ниткам.
Усложнение: проведите игру с воображаемой ниткой или смените нитку на веревочку.
Игра «Осенние листочки».
Чему учится ребенок: продолжает развитие правильного ротового длительного и направленного выдоха.
Оснащение: вырезанные из тонкой бумаги листочки желтого и красного цветов.
Ход игры: прочтите рифмовку:
Стали листики кружиться,
Тихо на землю ложиться,
Покрывая покрывалом
Сквер у нашего окна.
Предложите ребенку сдуть листочки со стола на пол.
Игра «Пароход».
Чему учится ребенок: легко, без напряжения смыкать и размыкать выходящей струей воздуха.
Оснащение: налитая в таз вода, бумажный пароходик.
Ход игры: прочтите рифмовку
Пароход плывет по речке,
В небо выпустив колечки.
Предложите ребенку дуть на пароход, произнося звук [П].
Игра «Погреем ручки».
Чему учится ребенок: продолжит развивать умение сочетать произнесение звука с началом выдоха, разовьет умение многократно произносить звук «Х-х-х» на одном выдохе.
Оснащение: сюжетная картинка (девочка в зимней одежде, согревающая дыханием свои ручки).
Ход игры: рассмотрите с ребенком картинку. Задайте вопросы: Кто это? Что делает девочка? Предложите ребенку научиться согревать ручки на морозе:
1. Скажите: «Дуй на ручки, произноси звук [Х]».
2. Попросите ребенка повторить его несколько раз на одном выдохе.
3. Покажите ребенку, как нужно это делать.
4. Прочтите рифмовку
Ох как холодно зимой!
Не хочу идти домой!
Нужно ручки мне согреть.
Подышать: «х-х-х!» и отогреть.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
Порядок появления звуков дается разными авторами по-разному. Например, М. Ф. Фомичева считает: «О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь только тогда, когда у него накопится значительный запас слов, так как звуки и их различные сочетания усваиваются детьми лишь через слово, которое является для них наименьшей единицей речи».
Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к 2 годам ребенок усваивает:
1) губные звуки: [П), [ПЬ], [Б], [БЬ], [М], [МЬ]; губно-зубные: [Ф], [ФЬ], [В], [ВЬ];
2) переднеязычные: [Т], [ТЬ], [Д], [ДЬ], [Н], [НЬ], [СЬ], [ЛЬ]; заднеязычные: [К],[КЬ], [Г], [ГЬ], [Х], [ХЬ].
Свистящие [С], [3], [Ц], шипящие [Ш], [Ж], [Щ], [Ч] и соноры [Р], [РЬ], [Л] ребенок обычно пропускает или заменяет:
[С] - [СЬ], [Ф];
[3] - [СЬ]; [В];
[Ц] - [ТЬ];
[Ш] - [СЬ], [ТЬ];
[Ж] - [СЬ], [ДЬ];
[Ч] - [ТЬ];
[Щ] - [ТЬ];
[Р] - [ЛЬ];
[РЬ] - [ЛЬ];
[Л] - [ЛЬ].
Ряд исследователей (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева) говорят о том, что «усвоение фонетики в основном определяется речедвигательной сферой и зависит от артикуляционной сложности произносимого звука».
Дана следующая последовательность появления звуков:
а) раннего онтогенеза речи:
гласные [А, О, У, И];
согласные [М, П(Б), МЬ (ДЬ), НЬ,К, Г, ХЬ, СЬ]; б) среднего онтогенеза речи:
гласный [Ы];
дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных [ЛЬ];
в) позднего онтогенеза:
[Р] - [РЬ], [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], [Л], [Ц] (звуки, требующие поднятия передней части языка).
Работа по преодолению недостатков звукопроизношения у детей раннего возраста ведется с учетом развития ребенка и этапами логопедической работы над формированием правильного звукопроизношения. При составлении плана работы необходимо учитывать артикуляционную трудность звуков:
1) губно-губные - [П], [Б], [М];
2) переднеязычные - [Т], [Д], [Н];
3) заднеязычные - [К], [Г], [Х].
Следует помнить о том, что обучая правильному произнесению простых
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.