производят без какой-либо сложной аппаратуры, что существенно уменьшает искусственность, которая возникает при использовании в лаборатории специального оборудования, сложных устройств, кабин, и приближает исследование к «естественному эксперименту». В особых случаях возможно использование диктофона, магнитофона и видеозаписи.
Пример протокола патопсихологического исследования больной К. (21 год, диагноз: невроз страха).
Данные методики «самооценка». Черточки высоко поставлены по критериям способностей и характера и очень низко по критериям здоровья и счастья. Объяснения следующие
1. По шкале счастья: «Я очень несчастная, не могу сказать. Что нужно гладко, боюсь чего-то, боюсь высказывать свои мысли».
2. По шкале характера: «Я добрая. Недостатки? Я плачу, когда обидят чуть-чуть».
3. По шкале способностей: «Мне легко выучить что-то, усвоить. Способный тот, кто умеет хорошо логически мыслить, память хорошая».
4. По шкале здоровья: «Что я за человек? Все считают меня глупой. Я сама сейчас себя такой считаю. В школе такое было в 9 классе, а сейчас сильнее страх стал».
Данные исследования познавательной деятельности. Жалоб на умственную работоспособность не высказывает. Задания выполняет старательно. В предметной классификации были конкретно-ситуационные решения: «доктор пусть на машине ездит», «предметы домашнего обихода». Суждения при выполнении методики «пиктограмма» свидетельствуют об образности и живости представлений: «веселый праздник – яблоко, стакан, будем есть, пить, веселиться»; «теплый вечер – дерево чуть-чуть отклоняется». Запоминание обнаружила хорошее.
Данные методики «Формирование уровня притязаний». Задания выбирала в следующем порядке: 10, 3, 5, 7, 8, 6. Выбор отчетливо зависел от оценки экспериментатора. Первый выбор был достаточно высоким (10) и оказался сложным, пережив неудачу, больная резко снизила свои притязания – номер 3 и в дальнейшем позиция была очень осторожной, ее притязания уже не поднимались выше первого выбора и вновь снизились после неудачи с номером 8.
Контрольные вопросы
1. Назовите этапы экспериментально-психологического исследования.
2. Расскажите о специфике каждого из этапов экспериментально-психологической работы в клинике.
3. В каких случаях не рекомендуется проведение патопсихологического исследования?
4. Каким критериям должна соответствовать инструкция? Почему данный этап так важен?
5. Каковы требования к ведению протокола?
В методическом реестре патопсихологов имеется множество экспериментальных методик, с помощью которых исследуются особенности протекания психических процессов у пациентов с различными заболеваниями.
Разделение методик в соответствии с их направленностью на исследование той или иной психической функции является условным. Как правило, большинство методик своими результатами свидетельствует о состоянии нескольких функций. Пример этого — методика пиктограмм, предложенная вначале для исследования опосредованного запоминания и использующаяся патопсихологами для изучения особенностей мышления психически больных. Полученные с помощью этой методики данные позволяют патопсихологу судить и об аффективно-личностных особенностях больного. Большинство экспериментально-психологических методик обладает относительно широким диапазоном. Нельзя ограниченно исследовать только память, только внимание, только мышление. В связи с этим необходимо отметить, что произведенная нами группировка методик также является условной и ее использование продиктовано удобством изложения.
С другой стороны, существуют группы экспериментально-психоло-гических методик, имеющих общую направленность. Так, особенности течения ассоциаций обнаруживаются при исследовании методиками
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.