Генетический принцип формирования структуры пространственного мышления в работах И.Я.Каплуновича.
Пространственное мышление – это разновидность образного мышления, которое оперирует такими характеристиками объектов как форма, величина, взаимоположение объектов и их элементов, расположение их на плоскости и в пространстве относительно любой заданной точки отсчета.
Для формирования подструктур пространственного мышления И.Я.Каплунович разработал специально подобранную систему задач, решение которых требовало использования данных подструктур.
Что касается последовательности типов решаемых задач, то она в программе прямо соответствовала степени дифференцированности соответствующих подструктур. «Формирование основных подструктур данного вида мышления осуществлялось не произвольно, а в строго определенной последовательности, начиная с топологических, переходили к порядковым, затем метрическим и алгебраическим и, наконец, к проективным подструктурам» (Каплунович И.Я. О некоторых принципах формирования структуры пространственного мышления. Структуры познавательной деятельности. Владимир. 1989. С. 96 – 107). Таким образом, движение от простого к сложному прямо совпадало в программе обучения И.Я.Каплуновича с движением от наименее дифференцированных к наиболее дифференцированным подструктурам, от оперирования целостными пространственными образами к оперированию все более дробными и тонкими их деталями, отношениями, свойствами.
В программе обучения И.Я.Каплуновича было реализовано еще одно направление развития пространственного мышления, которое также отвечает закону последовательной системной дифференциации структур мышления. Последовательность решаемых задач при формировании каждой подструктуры была такой, что постепенно и последовательно вела ко все большему освобождению внутреннего плана пространственных представлений об объектах от плана непосредственного их восприятия, а, в конечном счете, к оперированию только знаками этого внутреннего плана.
Все задания сначала выполнялись с активным использованием натуральных моделей пространственных фигур путем их конструирования и манипулирования ими. Затем испытуемые начинали работать с изображениями трехмерных объектов (рисунки, фотографии), потом переходили к чертежам, и, наконец, к символическим знаковым изображениям (графики, формулы, определенные символы). Таким образом, если сначала на первом этапе пространственные представления были еще слиты с восприятиями и почти тождественны им по своему содержанию, то в дальнейшем они все больше диссоциировались от восприятий, приобретали все более обобщенно схематический характер. Наконец, на третьем, завершающем этапе, испытуемые работали только с символическими средствами, решали «задачи без опоры на представления, чему их специально обучали» (Там же. С. 104). Это значит, что испытуемые работали исключительно со знаками и их отношениями в знаковой системе. А это требовало отделения, дифференциации знаков от обозначаемого, что означало возможность действовать с «чистыми» знаками, не обращаясь к лежащей за ними реальности.
Разработанный им метод обучения И.Я.Каплунович называет генетико-моделирующим. Как мы видели, его содержание полностью соответствует общему универсальному закону развития когнитивных структур – закону их последовательной системной дифференциации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.